Олег Кулик презентовал проект «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме»

21 мая 2012, 8:07
no image

Этот международный арт-проект от Mironova Gallery пройдет в рамках параллельной программы Arsenale 2012, посему «Апокалипсис и Возрождение» настиг многострадальный Шоколадный дом в середине мая

«Мне хотелось создать проект, который был бы «другим»,— рассказывает Татьяна Миронова.— Это альтернативный проект к Arsenale 2012, и мы стремимся сделать его таким, чтобы он запомнился. Этот музейный проект — диалог украинских и российских художников разных поколений».

Автор идеи проекта Олег Кулик привлек более тридцати художников из Украины и России (Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Оксана Мась, Роман Жук, Кирилл Проценко, Владимир Сай, группа Recycle и др.). Особняк начала XX века, ставший киевским символом светской жизни, художники преобразят в соответствии с концепцией Олега Кулика.

«Для меня очень важно взаимоотношение с пространством,— рассказывал Олег Кулик.— Как художники — и Лафонтен, и Леонардо, и Крылов — меняют пространство, меняют восприятие, меняют то, что мы видим. В условиях тотальной идеологии, когда одним что-то нравится, другим категорически нет, художникам плевать на идеологию, им главное выстроить пространство, где люди могли бы вести переговоры, искать компромисс. А это пространство Шоколадного дома — просто великолепно. Такая мешанина, такой невообразимый винегрет, ни для чего не пригодный, ни для жизни, ни для работы — ни для чего, кроме одного. Стать потрясающей метафорой всего мира. Такой прекрасной, но непонятной, даже страшноватой. Включайте телевизор — там все возможно, смешение рас, народов, войны, криминал, катастрофы, растерянность. Мир на грани катастрофы. А Бога как бы и нет. Апокалипсические настроения… Все обращаются к Богу, но в Бога никто не верит, а больше никто помочь не сможет. Все эти катастрофы — мы все убираем. Мы сделаем фотографию на память…»

Белый зал (единственный более-менее отреставрированный) целиком отдадут Кириллу Проценко. Олег Кулик посетовал, что самое ужасное в этом зале с лепниной и венецианскими зеркалами — рояль, который не разрешают вынести из помещения. Что придумает Кирилл, он пока держит в тайне, но от предложения Кулика «полежать под роялем», посмеиваясь, отказался. Арсен Савадов, один из немногих живописцев в списке участников, пообещал создать «что-нибудь приличное». Будет ли воплощена одна из задумок Олега Кулика — «вместо этого ужасного затертого линолеума — шоколадный, вкусного цвета пол, усиливающий восприятие фантазий наших участников»? Как знать, если учесть, что Шоколадный домик сам по себе музейный экспонат и, пожалуй, пол — единственная из плоскостей, допускающая трансформацию.

На презентации проекта молодая российская художница Алина Гуткина показывала перформанс «Я есть». Рабочий кабинет Семена Могилевцева в новорусском стиле, переживший, как поговаривают, Лазаря Кагановича, заставившего все это позолоченное великолепие закрасить черной краской, и пионеров из шахматного клуба, метавших фигуры на дальность и меткость, на этот раз наблюдал молодых людей в белом исподнем и полиэтиленовых накидках. На радость зрителям, в абсолютной тишине они писали фломастерами на накидках фразы типа «Двусторонняя подкладка отсылает к 90-м» или «Водостойкое напыление, двойная мембрана», «Это не китч, сознание меняется».

Свои модели Алина отбирает «на улице» — из скейтеров, трейсеров, роллеров и пр. «Концепция в том, что это ребята, которые рождены в 90-е, подростки, имеют так или иначе отношение к стрит-культуре,— поясняет Алина Гуткина.— А фразы как раз описывают одежду, которую они обычно носят. Откуда беру? Из брендирующих текстов на сайтах одежды, ориентированной на активную городскую молодежь».

«Мы с удовольствием отдали все наши возможности и площадки для проведения Арсенале,— сказал директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко, в чьем ведении находится помещение Шоколадного дома.— Признаюсь, я считаю, что только современное искусство способно вдохнуть жизнь в музеи. Как иначе мы привлечем молодых посетителей, а, следовательно, обеспечим себе будущее? В этом мы видим воспитательную, методическую задачу музея». Кстати, Юрий Вакуленко — один из участников «Апокалипсиса и Возрождения в Шоколадном доме».

«Все объекты изготавливаются так, чтобы не затронуть фантастические интерьеры Шоколадного дома. Но атмосфера в нем, безусловно, изменится,— подчеркивает куратор проекта Константин Дорошенко.— Современное искусство ее всегда меняет. И всегда — к лучшему, потому что — современно. Шоколадный дом — неординарный особняк. По замыслу владельца, он был домом приемов, культурных и светских событий. Этот смысл, а значит и жизнь, мы Шоколадному дому вернули в 2010 г., когда провели первый международный проект АУТ. Особняк создавался как раз для диалога с современной культурной ситуацией. Современность изменилась, а диалог — возрождаем».

Все статьи