Киевские мастерицы объединили украинское и японское
В галерее «Неф» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника до 14 октября открыта совместная выставка произведений декоративно-прикладного искусства Ларисы Сумер и художницы Татьяны Бут, представляющей в экспозиции «Вдохновение» свои вытынанки.
Идея совместной выставки давно витала в воздухе, пока, наконец, две подруги не решились вынести свои работы на суд широкой общественности. Тем более что и Татьяна, и Лариса принадлежат к числу украинских мастериц, которым свойственно выходить за рамки избранных ими творческих сфер, полностью отдаваясь полету фантазии. В прошлом году 24-летняя киевлянка Татьяны Бут уже выставляла свои вытынанки (в России они именуются проще и прозаичнее — вырезки) в Республиканском Доме актера в Киеве и в Одесском Доме-музее им. Николая Рериха.
Многие считают вытынанку чисто украинским видом народного искусства, дошедшим до наших дней из глубины веков. Тем не менее, как ни странно, но, по словам самой Татьяны, она увлеклась этим видом творчества в 2005 г. в Германии: оказывается, там оно пользуется огромной популярностью. Однако, что вполне естественно, первые бумажные украшения, которые можно считать предтечей традиционных вытынанок Украины, появились на родине бумаги — в Китае. Письменные источники Танского и Сунского периодов повествуют об этом виде народного творчества. В Поднебесной это искусство называлось чуанхуа, что означает «оконные узоры». Женщины накануне Праздника весны наклеивали на окна традиционные бумажные узоры, сюжеты в виде драконов, цветов и различных символов. В Западной Европе вырезки получили распространение в XVIII-XIX вв. и имели вид сложных зеркальных сюжетно-образных композиций, которые всегда помещались на одном целом листе бумаги и были подобны графическим изображениям.
Славянские народы, в свою очередь, использовали вырезку как декоративный элемент в народных традиционных орнаментах. Когда, примерно к середине XIX в., бумага на украинских землях стала достаточно дешевой для того, чтобы ее смогли использовать широкие слои населения, вытынанка надолго входит в народный быт украинцев, приобретая широкое развитие и распространение. Повышенный интерес к ним приходится на 1890-1910 гг., как своеобразное наследование техники декорирования тканей кружевом либо вышивкой. В некоторых регионах, например, на Подолье, такие украшения называли фиранками, причем бумажный декор нередко дополнял живописные произведения. «Традиционно накануне праздников, особенно зимних религиозных, украинцы вырезали из бумаги различные крестовые орнаменты: звездочки, похожие на снежинки, витиеватые цветы и другую растительность,— говорит искусствовед Василий Томашко.— При этом крестовым вытынанкам придавали свойства оберегов, призванных спасти от нечистой силы. Их было принято крепить к окнам, на стенах около святых образов и даже на потолке».
Современные вытынанки Татьяны Бут создаются не в привычной для Украины классической симметричной композиции и практически полностью лишены прикладного характера. По сути, это настоящая высокохудожественная графика, созданная в технике резки по бумаге и последующего композиционирования полученных цветных или белых «кружев» на картонную подложку произвольной окраски. Вырезанные из бумаги в неподражаемом авторском стиле, у Татьяны Бут они стали органичным и непостижимым воплощением двух ипостасей, вобрав в себя как причудливую славянскую вязь, так и лаконичность японской графики. Сплав европейского и азиатского искусства отразился и в сюжетах, и в технике исполнения. Вроде бы родная Украине тематика, отображенная в работах «Ведьма», «Васильки», «Кленовая», все равно крайне близка по своему изобразительному решению именно восточной стилистике. Перетекание форм и стилей, многозначительность образов — это черты, характерные для творчества молодой художницы.
Совсем другой, гораздо более национальной, предстает вторая часть совместной экспозиции, рассказывающая о творчестве Ларисы Сумер. Это загадочное царство, всецело пребывающее во власти потаенных женских страстей. Неудивительно, что в день открытия выставки Лариса немедленно очутилась в плену многочисленных поклонниц ее работ. «Как вы это делаете? Где это можно купить? Сколько стоит?»,— Лариса едва отбивалась от шквала вопросов. Понятно, ведь если филигранные вытынанки ее подруги никак не приспособишь к вечернему туалету, то произведения Сумер как раз из разряда именно таких. Авторские, по настоящему уникальные ожерелья, браслеты, серьги, колье и подвески из гагата, стекляруса и бисера, выполненные при помощи плетения и вышивки, они способны поразить воображение любой модницы, тяготеющей к эксклюзиву, правда, если она не заражена снобизмом. Материалы, при помощи которых Лариса Сумер создает свои дамские финтифлюшки, просты и недороги. Нет здесь ни золота, ни бриллиантов, только добрый гений мастерицы, воплощенный в особое нечто, порой торжественно-нарядное, а порой мило-пушисто-теплое. Все эти маленькие сумочки и торбочки, украшенные яркими шерстяными цветами и шариками, перламутром, уютные палантины с пекторалями привели посетительниц «Нефа» в состояние экстаза.