Киевский международный кинофестиваль «Молодость» предлагает посмотреть на широком экране картину «Я убил свою маму»
В прошлом году в Каннах этот дебютный фильм 19-летнего режиссера Ксавье Долана имел ошеломительный успех в рамках конкурсной программы «Двухнедельника режиссеров».
Лента «Я убил свою маму» получила три из четырех главных наград, в частности: приз Art Cinema международного жюри независимого и артхаусного кино, приз за лучший франкоязычный игровой фильм и приз «Взгляд молодых», который присуждает жюри первому или второму игровому фильму в рамках «Двухнедельника режиссеров» или «Недели критики». К этому солидному списку можно добавить еще с десяток других престижных наград.
Чем картина на избитую тему о взаимоотношениях детей и родителей так приглянулась в Каннах, истинные ценители кинематографа смогут узнать уже сегодня. Пожалуй, одним из главных достоинств драмы «Я убил свою маму» можно считать ее безапелляционную искренность и убедительность. По сути, режиссер показывает правду человеческих взаимоотношений, и в те или иные моменты честному с самим собой зрителю не составит особого труда узнать в главном персонаже себя, пусть в утрированной и гиперболизированной форме. Однако наличие манипуляции в отношениях, свойство доставлять боль самым близким людям, подавлять друг друга — неоспоримый факт, с которым сталкиваются многие на собственном опыте.
Ксавье Долан не только сам поставил картину по своему собственному сценарию, но и исполнил главную роль. В своем первом фильме режиссер-новичок смог наконец-то высказать все то, что в свое время отравляло ему жизнь, и, как показывает практика, не только ему.
Шестнадцатилетний подросток Юбер, казалось бы, ненавидит свою мать Шанталь (Энни Дорвал). Юношу все в ней раздражает и вызывает презрение: манера одеваться, посещение солярия, типично мещанский образ жизни, хлебные крошки, которые остаются вокруг рта, когда мать жует, и т.п. Но еще больше, как, в принципе, и любого подростка в переходном возрасте, его бесит то, что мать не дает ему спокойно жить, все время ограничивает, напрочь лишает любой возможности вести самостоятельную жизнь и познавать себя и мир. Они живут в абсолютно разных мирах. Его противоречивые чувства к матери в какой-то момент выливаются в то, что он говорит своей учительнице, что его мать мертва.
Однако, несмотря на все это, очевидно, что друг друга они все-таки любят, хотя фраза «Я тебя люблю», произнесенная в конце фильма, и прозвучит скорее как антоним. Многим эта картина покажется скучной и затянутой, поскольку фактически в ней ничего не происходит. Она стоит на месте, в какой точке изначально находятся главные герои, в той самой точке они, по сути, оказываются и в конце фильма. Их взаимоотношения нисколько не меняются, споры, истерические крики и ругань сменяются моментами затишья, а потом повторяются вновь. На фоне этой вечной ругани герой с вожделением наблюдает за адекватными отношениями друга и его матери, пробует себя в творчестве, познает свою сексуальность (в данном случае в интимных отношениях со своим другом). Но все этапы развития тщательнейшим образом скрываются от матери, плотно погрязшей в своих проблемах.
Из достоинств картины можно выделить ее визуальное решение. Хотя некоторые критики и обвиняют автора в очевидных заимствованиях у его любимых режиссеров (начиная от «400 ударов» Трюффо и продолжая Араки и Вонгом Кар Вайем), тем не менее это не мешает фильму иметь свою собственную стилистику. К каждому кадру создатели фильма подошли с особым трепетным отношением. А диалоги, которые местами звучат скорее как монологи и уводят происходящее из сферы публичной в сферу дневникового переживания, помогают более четко раскрыть психологический портрет парня. Кроме того, актриса Энни Дорвал в роли матери просто необычайно убедительна и хороша. Хотя картина «Я убил свою маму» оставляет довольно неоднозначное впечатление, а все призы воспринимаются скорее как аванс юному режиссеру, она, безусловно, вызывает повышенный интерес к следующей работе Ксавье Долана, которая и продемонстрирует, насколько на самом деле оправданны возлагаемые на киновундеркинда надежды критиков.