Музей современного искусства продемонстрировал результаты двух организованных им пленэров — «Дом культуры» и «Арт-Плотиннос»
«У нашего фундатора есть недвижимость в Крыму, мы предложили в этом году использовать ее с пользой для музейного дела, проведя там летом пленэры,— рассказал «i» директор музея Михаил Шевченко.— По своей сути пленэры — это хорошая традиция советских времен: командировки художников в Крым, где атмосфера, насыщенная горным воздухом и художественными идеями, стимулирует творческий потенциал и рождает новые произведения. Важный аспект пленэра — привлечение молодых художников в круг признанных мастеров, которые могут поделиться своим опытом и достижениями. И первый, так сказать, заезд был молодежным: три семейные пары художников — с юга, востока, центра страны и один представитель запада. Второй — признанные украинские мастера art contemporary. Какую тему пленэра им предлагали? А что можно предложить людям, уже нашедшим свой стиль? Я убежден, главное — создать комфортные условия и поменьше вмешиваться. Посему тема — свобода».
Действительно, в первом пленэрном зале, отданном под проект «Арт-Плотиннос», необязательно читать таблички с именами авторов, чтобы еще издали узнавать их почерк и восхищаться мастерством: Тамара Бабак, Александр Бабак, Татьяна Гершуни, Владимир Будников, Влада Ралко, Николай Маценко, Василий Цаголов, Валерия Трубина.
Экспозиция молодежного «Дома культуры» — четыре стены для четырех художественных школ. И они разительно отличаются.
«Откуда автор родом? — вопрошала Татьяна Гершуни, указывая на яркие квадраты работ Гейзы Дьерке из Ужгорода.— Чувствуется не наша школа. Так мог бы писать художник откуда-нибудь из Германии».
Гейза попал на пленэр случайно. Как рассказывали организаторы, выбрать по паре молодых художников с каждой «стороны света» получилось довольно быстро. Но вот с западом вышла заминка. «В Ужгородском союзе художников, куда они обратились за помощью, не смогли найти молодых художников, свободных в этот период. А во Львовском художественном институте, где я учусь на четвертом курсе, предложили меня,— рассказал Гейза.— Я впервые в горном Крыму, очень интересно, и по структуре, и по цвету разительно отличается от Карпат».
Киевляне Илона Сильваши и Ярослав Присяжнюк решили разместить в своей части экспозиции не только работы, созданные на пленэре, но и те, что передали в дар музею. «Конечно, это не пленэрные работы, здесь очень сложная техника, с лессировками,— пояснял Ярослав Присяжнюк.— Я довольно часто езжу на пленэры. Соглашаюсь только в том случае, если интересное предложение — как по части дислокации, так и людей, с которыми предстоит жить рядом определенное время». Из пленэрных Илона и Ярослав предоставили на выставку по одному этюду, искренне восхищаясь работоспособностью крымчан Анны и Алексея Храпко: «Представляете, за две недели — 25 работ!»
В истории Украины это первый опыт, когда пленэры организовываются не общественными институциями типа Союза художников, не фондами, не меценатами, а именно музеями. Так сказать, двойной эффект — и современное искусство поддержать, и коллекцию пополнить.
«Это второй наш пленэрный опыт. Первый проект — «Артэмигранты», в котором я здесь же, в Крыму, собрал в 2008-м на пленэр украинских художников, в свое время выбравших другую страну,— рассказывает Михаил Шевченко.— Сергей Гета, Ольга Гречина, Сергей Базилев из России, Антон Соломуха из Франции, Александр Ройтбурд и Зоя Орлова из Украины. В этом году, мне кажется, пленэры тоже удались. Так что в следующем, если не будет конца света, как пугают, мы этот опыт будем продолжать».