Аукционный дом Christie’s объявил о распродаже произведений декоративно-прикладного искусства и предметов дизайна начала ХХ века из средневекового замка Шато де Гурдон (Les Collections du Chateau de Gourdon). Коллекция с общим эстимейтом EUR40-60 млн. является одним из самых выдающихся частных собраний такого рода, когда-либо выставлявшихся на торги
Аукцион пройдет в парижском Дворце Токио в период 29-31 марта. Громадная коллекция, состоящая из 902 лотов, представляет собой произведения искусства эпохи классического ар-деко, а также работы, созданные на заре становления французского модернизма. В числе этого обширного предложения совершенно разные предметы: зеркала и персидские ковры, а также пейзажи, портреты, флаконы, книги и многое, многое другое. Весьма богат раздел старинного оружия. В изобилии представлено холодное оружие — кинжалы, сабли, алебарды. Немало и огнестрельного — фузеи, мушкеты, пистоли и т.п. Кстати, есть и очень интересные средневековые шлемы. Все это предлагают приобрести по вполне умеренным стартовым ценам от EUR200-400.
Однако самые дорогие предметы — это, все же, образцы изысканной элитной мебели и не менее уникальных интерьерных аксессуаров. По ним можно легко проследить хронологию развития искусства своего времени, начиная от ярких образцов эпохи ар-нуво до наиболее заметных достижений ар-деко 20-х годов XIX века, работ, превосходно иллюстрирующих утопическую эстетику модернизма, отражающую радикально-новый подход к дизайну во время начала века машин.
«Распродажа коллекции из Шато де Гурдон представляет собой редкую возможность для музеев и частных коллекционеров,— заявил Франсуа де Рикле, глава французского подразделения Christie’s.— Это собрание поистине уникально, так как включает в себя предметы, выполненные в стилистике различных направлений ар-деко, которые на первый взгляд могут показаться несовместимыми: это и произведения, несущие на себе отпечаток классицизма Рульмана и Дюнана, и образцы модернизма, созданные Эйлин Грэй, Пьером Шаро и Франсисом Журденом».
Помимо уникальных объектов, созданных в единственном экземпляре по индивидуальным заказам, на продажу будет выставлено более 500 знаковых работ Луи Мажореля, Мориса Буваля, Эмиля Жака Рульмана, Жана Дюнана, Эйлин Грэй, Пьера Шаро, Пьера Легрэна, Жака Адне, Франсиса Журдена, Жана Бори Лакруа и многих других мастеров. Это мебель, скульптура, произведения из металла, лампы, ковры, ювелирные украшения и графические работы — все они превосходно иллюстрируют все разнообразие художественных техник, распространенных в то время. В частности, при работе с мебелью тогда начали использовать новые материалы, такие как слоновая кость, черепашьи панцири и кожа акул, а также синтетические материалы, в числе которых никелевое серебро и бакелит. Раритетный шахматный столик, спроектированный знаменитой кутюрье Мадлен Вионне в 1930 г. для библиотечной комнаты замка Шато де Гурдон с эстимейтом EUR 3-5 млн., стал основным топ-лотом аукциона. Его лакированная столешница украшена микромозаикой из яичной скорлупы при помощи техники, в которой Дюнан был настоящим мастером. Стулья комплекта, обтянутые бежевой кожей, компактно задвигаются под стол, образуя черный куб, от которого отражается свет, оттеняя изысканно-украшенную столешницу.
Спальный гарнитур «Кувшинки» работы Луи Мажореля (1859-1926) — это один из самых ярких образцов стиля ар-нуво среди всех лотов, выставляемых ныне на продажу. Процесс зарождения стилистики ар-деко неразрывно связан с искусством символизма, а основные художественные мотивы представители данного направления черпали в природных формах.
Говорить об окончательном формировании стиля можно начиная с конца XIX века, в то время как пик его недолгой популярности пришелся на 1900-1905 гг. Например, экстравагантная кровать и пара прикроватных столиков выполнены из красного дерева около 1905 г. Их плавные очертания украшены орнаментом в виде кувшинок из позолоченной бронзы. Этот гарнитур предварительно оценен экспертами аукционного дома в EUR1-1,5 млн. Всего по эскизам Мажореля было изготовлено три таких гарнитура, причем два других на сегодняшний день находятся в известнейших музейных собраниях: один в парижском музее Орсе, а другой — в Музее изобразительных искусств Вирджинии в городе Ричмонд, США.
Стиль ар-деко, которому присуща невероятная изысканность классических форм, сведенных до своих минимальных элементов, на предстоящих торгах будет представлен внушительной подборкой работ Эмиля Жака Рульмана (1879-1933). Его по праву называли одним из самых выдающихся мастеров-краснодеревщиком своего времени. В ходе торгов вниманию коллекционеров будет предложено более 45 работ Рульмана, среди которых предметы, изготовленные из древесины Макасар, розового и красного дерева со вставками из слоновой кости, черепашьего панциря, акульей кожи.
Превосходным примером величественности стиля ар-деко является комод «Лассаль» работы Рульмана, созданный около 1925 г. (эстимейт EUR500-700 тыс.). Именно эту модель он включил в свой знаменитый «Павильон коллекционера» в рамках парижской Международной выставки декоративных искусств 1925 г. Лицевая сторона комода инкрустирована диагональными панелями слоновой кости. Этот же мотив встречается и в оформлении другой работы, также выставляемой на торги,— шифоньера «Кабанель», созданного около 1921-1922 гг. (эстимейт EUR200-300 тыс.). А вот туалетный столик «Колонны» с таким же эстимейтом выступает своего рода идеальным образцом творчества Рульмана. Столик облицован древесиной Макассар, инкрустирован вставками из слоновой кости и украшен деталями из посеребренной бронзы. Еще один хит — изысканный шкафчик для напитков «Николь» 1926 г. с эстимейтом EUR300-400 тыс.
Стиль Рульмана конца 20-х гг. XX века, претерпевший некоторые изменения в сторону упрощения форм и применения менее роскошных материалов, которые ранее доминировали в его творчестве, тем не менее, на удивление получил значительно более высокую аукционную оценку. Так, письменный стол «Тардье» 1929 г., демонстрирующий некую общность черт с работами модернистов, для которых был характерен радикальный подход в отношении геометрических форм, отмечен эстимейтом в EUR2-3 млн. В этот период Рульману удается удачно сочетать простые формы с несомненной элегантностью. Эти же черты характерны и для другой поздней и не менее известной его работы — знаменитого шезлонга «Махараджа Индуара» (эстимейт EUR2-3 млн.). Шезлонг оснащен панелью управления, позволяющей регулировать положение спинки, а также подставкой для подогрева ступней в форме бронзового цилиндра.
Собрание Шато де Гурдон содержит и целый ряд выдающихся работ, связанных с именем Жана Дюнана (1877-1942). В частности, на продажу будет выставлена подборка «Пальмовых» панелей, выполненных около 1928-1929 гг. по заказу мадам Колет Абокайи для оформления курительной комнаты в ее доме. Изображения пальмовых деревьев в оформлении панелей сведены к кубистическим абстракциям. Эти лакированные панели из дерева создавали в комнате поистине неповторимую атмосферу в стиле ар-деко. Проект ее оформления был для своего времени едва ли не одним из самых изысканных, в то время как каждая деталь была тщательно продумана. Эстимейт этого лота составляет EUR3-4 млн.
Коллекцию Шато де Гурдон украшает подборка выдающихся работ, созданных одной из самых ярких представительниц французского модернизма Эйлин Грэй (1879-1976). Следует отметить, что в рамках парижских торгов Christie’s, на которые в феврале 2009 г. выставлялась коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, ее «Кресло с драконами» 1917-1919 гг. ушло с молотка за рекордную сумму в EUR21млн. Неповторимый подход Грэй к оформлению интерьеров нашел свое выражение в таких предметах, как, например, «Кирпичная» ширма (эстимейт EUR1,2-1,5 млн.), созданная по мотивам панелей, которые она выполнила в 1922 г. для апартаментов Сюзанн Тальбо на Рю Бонапарт. К другим ее не менее заметным работам, также выставляемым на торги, следует отнести напольную лампу, чьи очертания напоминают кубистические полотна (эстимейт EUR400-600 тыс.).
Кроме этого с молотка пойдет немало отличных предметов в стиле модернизма и представителей Союза современных художников.