Впервые после 2008 г. на мировом арт-рынке вновь заговорили о «китайском чуде». В рамках распродажи The Guy Ullens Collection, состоявшейся 3 апреля, аукционный дом Sotheby’s продал в Гонконге триптих художника Чжана Сяогана за $10,1 млн. Это рекордная сумма для произведений современного китайского искусства
Титул самого дорогого живописца КНР перешел к Чжану Сяогану от художника Цзяна Фаньчжи. Его картину «1996 №6» из серии «Маски» купили на Christie’s в 2008 г. за $9,6 млн. Ныне три работы Чжана Сяогана, объединенные в триптих под названием «Длящаяся вечно любовь», изображающие полуголых людей на фоне пустынного пейзажа и различных мистических символов, добились еще большего успеха. Триптих представляет собой монументальную работу периода расцвета китайского авангардного искусства.
В ходе торгов на Sotheby’s вниманию коллекционеров предложили 105 картин из собрания бельгийского коллекционера азиатского искусства барона Ги Улленса. В результате аукцион принес выручку почти в $55 млн. (при общем верхнем эстимейте в $16,7 млн.), причем работы нескольких других китайских художников установили личные рекорды. В частности, полотно Чжана Пейли из серии «X?» купили почти за $3 млн., а холст «Двое людей под светом» Гэнь Цзяньи ушел за $2,4 млн.
Аналитики арт-рынка, основываясь на стремительном темпе роста продаж азиатских художников и скульпторов, предполагают, что существующий разрыв в уровнях стоимости произведений самых дорогих европейских и азиатских (прежде всего китайских) мастеров скоро исчезнет. Самым популярным на сегодняшний день авангардным китайским художником, занимающим по уровню доходов 5-е место в мире (около $50 млн.), называют Чжана Сяогана. Скорее всего, именно он в ближайшее время способен потеснить таких грандов, как Ричард Принс или Дэмиен Херст.
По данным китайского рейтингового агентства Hurun Report, список 50 самых дорогих и наиболее прогрессирующих из ныне живущих китайских художников возглавили Чжан Сяоган, Юэ Миньцзюнь и Цзэн Фаньчжи. Их имена уже не первый раз попадают в рейтинги современных авторов самых дорогих работ. Уже в 2007 г. Чжан Сяоган и Юэ Миньцзюнь на равных боролись за места в первой пятерке списка Guardian не только со своими соотечественниками, но и с такими «столпами» современного арт-рынка, как Герхард Рихтер, Дэмиен Херст и Джефф Кунс.
Обычно под произведениями китайского современного искусства подразумеваются работы, созданные в период с 1960-х гг. по настоящее время. В них часто отражены размышления и комментарии на тему «Культурной революции» 1966-1976 гг., ожесточившей душу целого поколения китайцев. В этом же тематическом ключе построен и изобразительный ряд Чжана Сяогана, хотя в своих работах он предлагает и свою трактовку художественного видения социально-политической жизни современного Китая.