Киев пополнит элиту культурных столиц

no image

В будущем году Киев войдет в семью мировых городов — культурных центров, славных проведением своих биеннале — специализированных художественных выставок, проходящих каждые два года. В 2011 г. Национальный комплекс «Мистецький арсенал» впервые организует в своих стенах грандиозный международный художественный проект Arsenale, озаглавленный «Лучшие времена. Худшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве», проведение которого намечено в период с 17 мая по 30 июля

На сегодня самой известной биеннале является Венецианская, а всего их насчитывается около 200, посвященных тому или иному виду искусства, тематике, профилю или направлению. Однако новая престижная украинская выставка, по всей видимости, бросит вызов Московской биеннале современного искусства, хотя по самому музейному формату постарается стать достойной таких форумов, как Whitney Biennial (США) и Tate Biennial (Великобритания). Бюджет Arsenale на сегодня достаточно солиден и составит около 38 млн. грн., причем предполагается, что половина средств будет выделена из государственного бюджета. Для сравнения: по словам генерального директора «Мистецького арсенала» Наталии Заболотной, на последнюю Московскую биеннале было израсходовано около $5 млн.

Примечательно, что Наталия Заболотная, как бы демонстрируя «революционную» решимость и серьезность намерений, в рамках реализации Arsenale получит должность комиссара проекта. А вот английский писатель и искусствовед Дэвид Стюарт Эллиотт станет его куратором. В свое время он руководил несколькими музеями современного искусства, зарекомендовавшими себя в качестве наиболее новаторских и динамичных в мире. Это и Музей современного искусства в Оксфорде, и Национальный музей современного искусства в Стокгольме. Кроме того, Эллиотт был директором-основателем Художественного музея Мори в Токио и первым директором Стамбульского музея современного искусства, но все это лишь небольшая часть обширного послужного списка господина Эллиотта. Для полного представления о масштабе его личности следует добавить, что он еще и видный историк культуры, интересующийся современным искусством, русским авангардом и визуальной культурой Центральной и Восточной Европы, Азии и другого мира с конца XIX в. и до наших дней. С начала 1980-х гг. он выступил куратором значительного количества новаторских выставок, главной целью которых была интеграция незападного, особенно азиатского искусства с западным современным искусством.

Дэвид Эллиотт считается крупным специалистом по искусству стран, когда-то входивших в Советский Союз. Но все же он предостерегает от того, чтобы рассматривать постсоветские государства под углом их прошлого. «По моему мнению, восприятие Украины мировым арт-сообществом как постсоветской страны себя полностью исчерпало,— утверждает британский искусствовед.— Поэтому для меня является большим вызовом стать куратором украинской биеннале, открыть миру не только новое уникальное пространство, которым является «Мистецький арсенал», но и предложить новый взгляд на страну и ее искусство, которое может быть очень ценным для развития мирового художественного контекста».

На многое надеются и на государственном олимпе культуры. «Украина долго ждала такой мощной культурной инициативы, которой и станет первая киевская биеннале. Я уверен, что это инновационное для нашего государства событие засвидетельствует новые ориентиры в культурной политике»,— заявил на презентации проекта министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк. Притом что инициатором и главным организатором киевской биеннале стал «Мистецький арсенал», в число его учредителей также вошли Министерство культуры Украины и городская администрация Киева.

Будущая украинская биеннале достаточно масштабна и по сути потребует полной отдачи сил лучших столичных культурно-художественных заведений. Основной проект разместится собственно на площадях «Мистецького арсенала» объемом в 20 тыс. кв. м, а специальные проекты — в Институте проблем современного искусства, Национальном художественном музее Украины, Киевском национальном музее русского искусства, «Шоколадном доме» и муниципальной галерее «Лавра». Параллельные проекты найдут себе место в других галереях, арт-центрах, частных фондах и музеях Киева.

Тема первой биеннале «Парад планет» обыгрывает эсхатологические ожидания, связанные с 2012 г. В этом ключе организаторы предлагают принять выставку, где покажут свои работы около 80 художников из 40 стран мира, в некое подобие «Ноева ковчега» наших дней, который при помощи современного искусства спасет нас от вселенских катаклизмов. Конструктивно биеннале базируется на четырех центральных разделах, которые не исключают, а дополняют друг друга. Первый из них — «Неутомимый дух» — рассматривает способы, посредством которых мы черпаем силы из верований, мифов и представлений о Вселенной. Другая тема — «Во имя порядка» — исследует, как под предлогом рационализма власть пытается доминировать над культурой путем создания корыстных иерархий. Раздел «Плоть» анализирует человеческое тело, его желания и ограничения, а «Беспокойный сон» — сосредоточивается на ночных кошмарах и предчувствии катастрофы, которую мы не в состоянии предотвратить.

Организаторы проекта надеются не ударить в грязь лицом и вывести киевскую биеннале на достойный уровень, причем выставка может стать весьма коммерчески выгодным мероприятием. В своих амбициозных намерениях им есть на кого равняться. Например, известно, что Венецианскую биеннале 2009 г. в течение шести месяцев посетили около 15 млн. человек.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи