В Москве в Центральном доме художника с успехом проходит юбилейный XXX Российский антикварный салон, отмечающий 15-летие своей истории и ставший за это время одним из самых заметных событий в художественной, общественной и светской жизни
Российский антикварный салон, идя во главе тенденций развития рынка старого искусства в этой стране и без преувеличения являясь как бы его зеркалом, служит локомотивом интеграции в международный арт-рынок. Если в 1996 г. в выставке приняло участие 18 галерей, то уже этой весной РАС насчитывает 250 участников, экспозиции которых разместились почти на 9 тыс. кв. м. «По сравнению с тем временем, когда мы начинали, число экспонентов выросло в 10 раз»,— отметил Василий Бычков, директор «Экспо-парка», компании — организатора проекта. Ныне по числу участников это мероприятие уже вполне сопоставимо с самыми престижными международными ярмарками. При этом господин Бычков подчеркнул, что Российский антикварный салон был и в дальнейшем останется преимущественно национальным. Зарубежных галеристов там сейчас почти нет, да и в обозримом будущем рост их числа не предвидится. Тем не менее международные связи получат свое дальнейшее развитие. Организованная в 2008 г. по инициативе Василия Бычкова «Конфедерация антикваров и арт-дилеров» вошла в CINOA, структуру, объединяющую 5 тыс. дилеров из 32 международных антикварных ассоциаций.
Примечательно, что юбилейная экспозиция открывается центральным из всех некоммерческих проектов — «Живопись Италии XIV-XVIII веков из частных собраний Москвы»; его куратором выступила крупнейший специалист в этой области, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова. С живописью Италии связаны наиболее яркие страницы в истории российского собирательства. Речь идет не только о богатейших императорских коллекциях, но и о частных собраниях князей Юсуповых и Голицыных, графов Строгановых и Шуваловых и многих других деятелей отечественной культуры.
Шедевры для экспозиции XXX Салона Виктория Маркова отбирала в частных московских коллекциях; все произведения высочайшего музейного уровня, причем многие из них происходят еще из дореволюционных собраний и были переданы нынешним владельцам по наследству. В частности, это «Христос-Пантократор» — полотно, написанное Сенья ди Бонавентура в 1320-х гг. (эпоха Раннего Возрождения), или же небольшая картина «Сцена битвы с белой лошадью на первом плане» Франческо и Пьетро Грациани. Посетителей заинтриговало появление на выставке большой многофигурной картины «Битва на Мильвийском мосту». Она давно появилась на антикварном рынке и, переходя из одного салона в другой, не обращала на себя внимания, так как эксперт ошибочно определил ее как копию. Недавно полотно отреставрировали и выяснили, что картину написал Джулио Романо, причем по эскизу своего учителя Рафаэля, да и композиция такая же, как на фреске в Ватикане.
Все произведения настолько высокого уровня, что потребовали обеспечения тройной системой охраны. «Нынешняя выставка — заявка на экспозицию большего масштаба, которая позволит понять, какие сокровища есть в частных российских коллекциях»,— сообщила Виктория Маркова. По ее словам, при том что понимать итальянскую живопись и разбираться в ней далеко не просто, тем не менее в последнее время она пользуется возрастающим спросом среди коллекционеров. «Это свидетельствует о том, что наш внутренний рынок достиг определенного уровня зрелости»,— добавила куратор.
Уровень галерей Центральной зоны Салона по качеству представленных произведений вполне соответствует европейским и мировым стандартам, которые задают такие крупные выставки, как TEFAF (Маастрихт), Carousel de Louvre (Париж) и GOTHA (Парма). Традиционно на салоне живопись Старых мастеров западных школ будет представлена тематическими экспозициями. Галереи Modus Vivendi, «Старые Мастера», Sorgente, «Академия Художеств» выставляют коллекции западноевропейского искусства из Голландии, Германии, Англии и Франции.
Закономерным итогом развития антикварной отрасли в России стало принципиальное расширение спектра предложения. Все большее место в экспозиции занимают произведения зарубежного искусства, как западного, так и восточного, представленного во всем тематическом разнообразии — от археологических артефактов до живописи Старых мастеров и модернистских направлений ХХ в.
В то же время произведения национальной школы по-прежнему закономерно превалируют и на юбилейном салоне. Здесь и XIX век, и русская художественная эмиграция, и советское искусство 1930-60-х гг. В экспозиции есть и картины знаменитых русских художников: Левитана, Айвазовского, Шишкина, Поленова, Беггрова. Одним из самых ярких произведений является работа Боголюбова «Амстердам в лунную ночь». Картина находилась в Аничковом дворце, в собрании императора Александра III. Интересно, что «Русская графика 1890-1930» представлена Коллекцией Джеймса Баттервика, единственной галереей, занимающейся русским искусством этого периода в Лондоне. Стоит заметить, что работы Михаила Врубеля, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Александра Бенуа, Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Дейнеки обладают безупречным провенансом.