Кризис подтолкнул инвесторов вкладывать деньги в сферу, ранее рассматривавшуюся исключительно как хобби олигархов,— гастрольный бизнес
Столь плотного концертного графика в Украине еще никогда не было, признаются гастрольные агентства. Только рок-групп за прошедшие семь месяцев этого года приехало более десятка — в докризисные времена такой показатель не всегда набирался и за год.
«Активные гастроли в Украине рокеров — один из наиболее ярких показателей того, что на концертный рынок страны пошли деньги. Ведь именно эта категория исполнителей — одна из самых дорогостоящих (организацию концерта «средней» рок-звезды 70-80-х с учетом гонораров и райдера эксперты оценивают в $500 тыс., звезды же мирового масштаба обходятся от $1 млн.), но в то же время — рисковых — с точки зрения отбития средств. В предыдущие годы редко какой рок-концерт не оставлял организатора с 30-40%-ным убытком»,— признается «i» директор одной из промоутерских компаний, которой в свое время пришлось уйти с рынка именно из-за убытков на рокерах.
То, что украинский гастрольный рынок наполняется деньгами, подтверждают и другие промоутеры. Причем из источников, ранее совершенно не интересовавшихся этой сферой,— крупных компаний и инвестбанков. «Крупные игроки корпоративного и финансового сегментов и раньше вкладывали деньги в организацию гастрольных туров, но это была сугубо имиджевая акция — компания участвовала в концерте либо спектакле как спонсор, а не как инвестор. Сейчас же отношение меняется — разочаровавшись в период кризиса в традиционных финансовых инструментах, а в особенности — в депозитных счетах, многие компании начали смотреть на гастроли как на бизнес и уже именно инвестировать в него, а не просто давать деньги за свой логотип над сценой»,— рассказывает руководитель одного из крупных продюсерских агентств.
Повышению интереса компаний из «некультурных» сфер к вложениям в концертный бизнес поспособствовали также уменьшение гонорарных требований звезд (в среднем величина гонорара западной рок-звезды в Украине снизилась на 15-20%) и на фоне этого — рост платежеспособности населения.
«Человек, который не может купить квартиру, покупает машину; человек, если не может купить машину, покупает телевизор; не может купить телевизор, но имеет лишнюю тысячу гривень, потратит их на хороший концерт»,— продолжает один из промоутеров классическую маркетинговую цепочку. Действительно, по наблюдениям концертных агентств, спрос на билеты — в частности, на рок-концерты, в 2011 г. вырос более чем на 20%.
Но в то же время промоутеры продолжают называть их самой рискованной сферой «концертных инвестиций». «Рок в Украине — музыка небольшой прослойки богатых людей и большой прослойки бедных. Потенциальная аудитория рок-концерта у нас в 3-4 раза меньше, чем на Западе. При этом гонорары не сильно отличаются»,— сетует обанкротившийся промоутер.
Но позитивные тенденции однозначно налицо: аудитория рокеров у нас хотя и медленно, но растет, да и исполнители, видя это, начинают охотнее включать Украину в гастрольные графики. А значит, рок-звездам в Украине — быть. Лет через пять-шесть — так точно.