Европа начинается в Украине

1 ноября 2011, 0:07
no image

Концертом в Национальной опере Украины началось первое гастрольное турне по Европе симфонического коллектива I, CULTURE Orchestra. Торжественная презентация оркестра в Киеве прошла при полном аншлаге и продолжится теперь в лучших концертных залах континента, среди которых Берлинская филармония, Palais des aux-Arts в Брюсселе, Royal Festival Hall в Лондоне, Teatro Real в Мадриде и Национальная филармония в Варшаве

I, CULTURE Orchestra возник по инициативе института Адама Мицкевича и стал в рамках председательства Польши в Совете Европы одним из важнейших проектов культурной программы I, CULTURE. Собственно, своим появлением новый международный музыкальный коллектив, призванный объединить молодую музыкальную элиту стран Восточного партнерства, продолжил традицию создания таких творческих объединений, как Молодежный оркестр Европейского союза и West-Eastern Divan Orchestra. Исполнителей в оркестр отбирали по итогам национальных прослушиваний международным жюри, и, таким образом, в состав I, CULTURE Orchestra вошли талантливые музыканты нового поколения из Украины, Беларуси, Молдовы, Азербайджана, Армении и Грузии. Ядро оркестра представляют более ста исполнителей из стран Восточной Европы — 14 из них украинские музыканты. Дирижирует I, CULTURE Orchestra маэстро Павел Котла, он же является и его арт-директором. Господин Котла известен своим долголетним сотрудничеством с такими мощными коллективами, как Лондонский симфонический оркестр, Молодежный оркестр Европейского союза, Санкт-Петербургская филармония и Национальный симфонический оркестр польского радио.

Программу концерта в Киеве открыла превосходно исполненная «Скифская сюита» Сергея Прокофьева. Музыкальную тему вечера органично продолжила «Симфония №4» (Symphonie concertante) композитора Кароля Шимановского, чьи произведения у нас практически не исполняют. А после антракта слушатели получили возможность окунуться в звуковую стихию «Симфонии №5 d-moll» Дмитрия Шостаковича. Кстати, именно благодаря международной культурной программе I, CULTURE украинцы смогли ближе познакомиться с такой выдающейся личностью Польши, как Кароль Шимановский. Феноменального композитора вполне можно назвать нашим соотечественником, ведь он родился в селе Тимашовка Черкасской области. Тем не менее сегодня он признан вторым по значению после Фредерика Шопена знаковым польским композитором. В наши дни произведения Шимановского вошли в постоянный репертуар таких дирижеров, как Валерий Гергиев и Мариуш Трелиньский.

В ряде европейских столиц, в частности в Берлине и Мадриде, оркестром вместо Павла Котла будет управлять первый приглашенный дирижер сэр Невилл Маринер. В свое время он начал с карьеры скрипача, выступая в составе скрипичного квартета и трио, а затем в Лондонском симфоническом оркестре. В этот же период он основал оркестр «Академия святого Мартина в полях» (Academy of St Martin in the Fields). После обучения в США у Пьера Монтё в 1969 г. Невил Маринер начал карьеру дирижера и основал Лос-Анджелесский камерный оркестр (Los Angeles Chamber Orchestra). Одновременно занимался расширением состава и репертуара «Академии св. Мартина», а также выступал в качестве приглашенного дирижера во многих странах мира.

Особым характерным звучанием I, CULTURE Orchestra во многом обязан своим звездам. В Киеве мы имели возможность послушать известного пианиста Петра Яблонского. «В особенно мрачные моменты Яблонский высвобождает потоки октав и грохочущие волны хроматических скал, после чего наполняет воздушной аурой мистические гармонии и ностальгически-лирические фрагменты»,— так охарактеризовала в августе 2010 г. творческую манеру исполнения Яблонского газета «Нью-Йорк Таймс». Пианист выступал на всех континентах, в частности, с Немецким симфоническим оркестром Берлина (Deutsches Symphonie-Orchester Berlin), с которым записал несколько альбомов, Симфоническим оркестром Мариинского театра (Kirov Orchestra), Симфоническим оркестром Эн-Эйч-Кей (NHK Symphony Orchestra) и многими другими. Петер Яблонский также часто дает сольные концерты. Так, в сезоне 2009-2010 гг. он выступал в Японии и Турции, а также в лондонском Уигмор-Холле с виолончелистом Ральфом Киршбаумом. В этом сезоне Яблонский выступит на «Международных фортепианных концертах», а также представит публике сольный концерт в зале «Концертхусет» в Стокгольме.

К сожалению, на презентацию в Украину не приехали другие видные солисты, которые выступят в других европейских городах. В первую очередь, это уроженка Мюнхена Арабелла Штайнбахер, одна из наиболее талантливых и известных скрипачек в мире. В той же «Нью-Йорк Таймс» ее игру охарактеризовали как «баланс между лиризмом и пылающим жаром. Ее козыри — это совершенная техника и прекраснейшая гамма звуков». После первого выступления Арабеллы с Чикагским симфоническим оркестром (Chicago Symphony Orchestra) под управлением Кристофа фон Донаньи, где она исполняла скрипичный концерт Сибелиуса, критик из «Чикаго Трибьюн» написал так: «Игра Штайнбахер, начиная с почти магического вступления с приглушенными звуками оркестра до безумно смелого и глубоко волнующего финала свидетельствует, что ее творческая интуиция находится на столь же высоком уровне, как и ее мастерство».

Молодой звездой оркестра является и скрипачка Агата Шимчевская, родившаяся в 1985 г. в Гданьске. Она выступала в знаменитых концертных залах Европы, а также в Китае, Японии, Корее и Канаде, сотрудничая с такими прекрасными дирижерами, как Кшиштоф Пендерецкий, Андрей Борейко, Максим Венгеров, Антоний Вит, Ежи Максимюк, Яцек Каспшик, Агнешка Дучмаль и Кшиштоф Урбаньский. В настоящее время Агата играет на скрипке Антонио Страдивари 1680 г. из так называемой Немецкой коллекции, предоставленной фондом «Музыкальная жизнь».

Квартет солистов дополняет и Алена Баева из Киргизии. Она принадлежит к числу наиболее выдающихся музыкальных дарований своего поколения, а ее сольные и оркестровые выступления в России, Европе, США, Китае, Израиле, Бразилии и многих других странах прошли с необыкновенным успехом, получив высокую оценку критиков.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи