Украинский проект Оксаны Мась Post-vs-Proto Renaissance стал в этом году настоящей сенсацией 54-й Венецианской биеннале, которая работает до 27 ноября. Он вошел в пятерку лучших — по оценке кураторского жюри. Но главное — самым популярным: более 300 тыс. посетителей с начала экспозиции, около двух тысяч в день. Цифра еще более впечатляющая, если сравнить с официальной статистикой биеннале, показывающей на 6 ноября 384 тыс. посещений основной экспозиции
Напомним, проект Оксаны Мась, воссоздающий фрагменты знаменитого Гентского алтаря, с которого, по сути, и началось Возрождение, из деревянных, расписанных грехами, модулей-яиц, был в Венеции выставлен на двух площадках — в церкви Сан-Фантин и на открытой площадке у станции вапоретто Сан-Стае на Гранд Канале.
«Приятно, что, как рассказывали экскурсоводы, туристы сами просили их показать наш павильон,— говорит Оксана Мась.— Мы хотели свернуть экспозицию 20 ноября — чуть раньше официального закрытия биеннале, но мэрия Венеции нам это не разрешила, дескать, нельзя лишать туристов того, ради чего они едут».
Считали посетителей только в закрытом павильоне в Сан-Фантин итальянские служащие, причем после рекорда первых дней, когда проходило до 5 тыс. туристов, они сообщили об этом в муниципалитет, и наш павильон в целях безопасности был вынужден нанять еще двух местных сотрудников.
«Это действительно рекорд для единичного национального павильона. Количество почти равно посетителям главной экспозиции в Садах Джардини,— комментирует сокуратор проекта Диана Федорова из Fedorova Cultural Foundation.— Причина — гармоничное сложение нескольких факторов одновременно. Для интереснейшей работы художника было правильно выбрано помещение, что подчеркнуло и увеличило значимость данной инсталляции. Удачно было выбрано место и в плане интереса публики — эта известная церковь была закрыта более 10 лет, и далее будет закрыта, что привлекло к павильону дополнительно большую группу ценителей архитектуры и культуры в целом. И, конечно, самое расположение Сан-Фантин в одной из самых посещаемых туристами точек Венеции. Организации надо отдать должное — профессиональная подача проекта позволила привлечь такое количество любителей искусства и обратить случайных посетителей в «свою веру». Мне пишут многие международные арт-критики с просьбой дать больше информации о проекте; профессора из академий искусств, желающие приехать со студентами (последний был из Австралии), галеристы, желающие представлять Оксану в Европе и США. Оксана, несомненно, интересный художник, с сильно выраженной индивидуальностью, смелостью и глобальностью, что трудно принимается в Украине, но могу подтвердить смело — во всем остальном мире оценивают ее работы, а не личность, и благодаря биеннале, несомненно, ряды почитателей видения искусства глазами Оксаны Мась сильно пополнились».
Приятно, что искусствоведческий интерес к проекту проявляется и у нас. «Post-vs-Proto Renaissance стал явлением не только в социальной, политической, мегакультурной сферах, он крайне интересен и с точки зрения профессионального искусствоведения,— отмечает куратор проекта Алексей Роготченко.— Интересен настолько, что сегодня в художественных академиях Киева, Харькова, Львова на искусствоведческих кафедрах рассматриваются предложения, чтобы на тему проекта писались дипломы, диссертации и книги».
Оксана Мась продолжает этот проект, за лето собрано еще шесть фрагментов, каждый из 10 тыс. яиц. И хотя ей уже поступали предложения продать фрагменты в частные коллекции, она отказывается и амбициозно мечтает воссоздать весь алтарь.
После биеннале она намерена показать проект в Украине: «В Киеве мы рассматриваем пока два варианта экспозиции — «Мистецький арсенал» и Украинский дом. В «Арсенале» возможная высота 6,5 м, в Украинском доме — 12, но в «Арсенале» люди смогут рассматривать панно и вблизи… Хочется показать проект Украине, сделать этакую передвижную выставку — Львов, Одесса, Днепропетровск, Ужгород. На выставках будут раздаваться модули, и люди смогут раскрашивать яйца. А потом соберем — фрагмент из Донецка, фрагмент из Харькова, фрагмент из Одессы. Где будет выставлено уже оконченное панно? Не знаю. Во мне борется художник, мечтающий быстрее осуществить замысел, и патриот, верящий, что его родине тоже интересно и важно то, что он создает. Но пока много предложений — в том числе по финансированию — из России, Бельгии и Америки, и мало — из Украины. Наш проект ждут в Стамбуле, Антверпене, есть предложения из Австрии. Наверное, с планетарной точки зрения все равно где будет стоять панно, но все равно хочется, чтобы его увидела и оценила наша страна».