Детям покажут самое страшное

20 февраля 2012, 8:10
no image

До 29 февраля в Mironova Gallery можно познакомиться с социальным фотопроектом «Война ворует детство». В рамках экспозиции представлены 54 работы четырех ведущих современных военных фотографов, посвященные детям, вынужденным жить в зонах военных конфликтов

На выставке экспонируются работы ведущих мировых фоторепортеров, которые снимали в горячих точках нашей планеты,— Ами Витале, Берната Арманга, украинцев Ефрема Лукацкого и Александра Гляделова. Проект «Война ворует детство» инициирован фондом «Воинское братство» и обращается, прежде всего, именно к детям. Поскольку, по мнению организаторов выставки и самих фотографов, только будущее поколение теоретически имеет хоть какую-то возможность что-то изменить. На открытии выставки оба украинских фотографа дали четко понять, что не питают ложных иллюзий в отношении воздействия снимков на современное общество. «В чем я уверен, так это в том, что мои фотографии точно не помогут тем, кого я снимал, никаких иллюзий у меня нет,— прокомментировал Александр Гляделов.— Но они могут изменить отношение к жизни и миру молодых людей, которые с ними ознакомятся. Если эти фотографии будут показывать детям, то это лучшая аудитория для подобной жесткой выставки. Потому что их родители уже не в состоянии менять этот мир, а вот дети еще могут попробовать это сделать».

Фотографы, к которым обратились организаторы выставки, предоставили ряд снимков, из которых уже сотрудники галереи формировали экспозицию. По словам владелицы галереи Татьяны Мироновой, работы отбирались не только исходя из тематического критерия, но и художественного. «Представленные сегодня работы — это не просто архивная документальная фотография, это также и произведения искусства. Многие работы этих фотографов не только печатались в ведущих мировых изданиях, получали престижные премии в области фотографии, но и приобретались для коллекций лучших галерей и музеев мира,— отметила госпожа Миронова.— Например, Ефрем Лукацкий, участвующий в проекте,— единственный за историю нашей страны финалист Пулитцеровской премии, его фотографии продавались на аукционе Sotheby’s».

Стоит сказать, что отобранные для выставки фотографии поражают не своей натуралистичностью. Здесь нет кровавой бойни, а в центре внимания то, что зачастую остается за кадром,— повседневная жизнь гражданского населения в зоне военных конфликтов: горе, голод, болезни, искалеченные судьбы. Однако нужно много душевных сил и смелости, чтобы посмотреть в глаза детям на этих снимках. «Объектив моего фотоаппарата — это как бинокль или микроскоп, который позволяет видеть лучше и ближе, чем обычный глаз»,— говорит Лукацкий. Но его «глаз» видит вещи, которые не принято видеть. Дети, привыкшие играть настоящим, а не игрушечным оружием, младенцы, умирающие от голода и болезней на руках у отчаявшихся и потерявших всякую надежду матерей, ребятишки, для которых играть под дулами автоматов или кататься на карусели, где вместо сидений артиллерийские снаряды,— обычное дело. И как раз именно то, что для детей это стало привычной обстановкой, ведь они даже представить себе не могут, что должно и может быть иначе, пугает и заставляет ежиться от мурашек, испытывать стыд за собственное бездействие и равнодушие. Также в рамках проекта представлен ряд работ классика художественной фотографии — Роджера Баллена. Если на снимках Ами Витале, Берната Арманга, Ефрема Лукацкого и Александра Гляделова зрителю приходится иметь дело с документальным фактом, то Баллен работает уже на территории художественных образов, обращается к подсознанию зрителя, что порой является более эффективным способом воздействия. У нас, привыкших едва ли не каждый день в главных новостях слышать о гибели детей, как бы это страшно ни звучало, выработалось некое подобие иммунитета к подобным темам. Зачастую люди, увлеченные своими бытовыми проблемами, тут же забывают об увиденном и услышанном. Однако в случае с работами Баллена такая защитная функция человеческой психики не работает. Фотографии Баллена порой пугают значительно больше реальных кадров. Его работы — не выстрел в упор, как у его коллег, это скорее глубокая ноющая рана, которая затягивается слишком долго и не дает забыть о ней и отмахнуться.

Все статьи