В Мистецком Арсенале с размахом отмечают 50-летие полета человека в космос. Здесь три недели – с 5 по 28 апреля проходит международный проект «Космическая Одиссея 2011»
Программа в Арсенале — юбилейная. Тут выставка детских рисунков и вкрапления стендов из космических музеев, очень обширная кинопрограмма (от немого кино начала XX века до голливудских блокбастеров) и лектории, спецпогашение марок и перформансы. Само 50-летие планирует отметить визуальным концертом «Гагарин-Лаунж 10.8» группы немецких художников «Rochus Aust/Re-Load Futura», начало которого совпадет по времени с полетом Гагарина и начнется 12 апреля ровно в 10:55. Участники обещают воссоздать «эффект пребывания внутри тела космонавта», количество мест ограничено, поэтому обязательна предварительная регистрация.
В планируемую поначалу неделю современного искусства все это ну никак не помещалось. «Космос — тема, которая вдохновляет практически каждого художника, — говорит генеральный директор «Мистецкого Арсенала» Наталия Заболотная. — Жаль было, подготовив такую масштабную акцию, ограничиться семью днями, и мы эту неделю решили умножить на три и продлить «Одиссею» до конца апреля».
Своими рефлексиями на тему космоса поделились более ста современных художников (Александр Гнилицкий, Арсен Савадов, Сергей Братков, Александр Ройтбурд, Илья Чичкан, Игорь Гусев, Сергей Зарва, Дмитрий Дульфан, Кирилл Проценко, Илья Исупов и др.). Демонстрируют знаменитого «Космонавта» Олега Кулика. В том же – припотолочном пространстве — летательный аппарат «Махатмаплан» Анатолия Слойка, который недавно принял участие в лондонском фестивале кинетических скульптур London Kinetics Art Fair.
Сюжеты представленных работ — увы (или — конечно) повторяются. Скафандры, ракеты, собачки, советская символика… Честно говоря, не очень далеко ушли мэтры от детей, чьими работами, выполненными на объявленный Арсеналом конкурс, украшена одна из стен.
Что понравилось? На этот вопрос одна дама ответила: «Много интересного. Но больше всего зацепили фотографии НАСА из космоса. Эти облака! Кажется, что ты уже не на земле, ощущение полета!»
На работе одесского художника Игоря Гусева – Элвис Пресли, который, наконец, вернулся из полета в космос. Компанию ему составляют Мерилин Монро и Эдди Мерфи. «Я не готовился специально к этой экспозиции, — поясняет «і» Игорь Гусев. — В моем проекте 2010 года я пытался создать этакий собирательный образ любви советского народа – не только к космонавтам, а к звездам любого рода. Помните, в советское время очень была распространена любовь к космонавтам. Их любили так же пламенно, как звезд телеэкрана. В этой серии были работы, на которых были изображены и советские кумиры – Юрий Никулин, к примеру. Но советские звезды кино и театра уже нашли своих новых хозяев. Никулин, к примеру, «ушел» сразу с выставки за $15 тыс. Элвис, конечно же, дороже…».
Алексей Сай даже в честь юбилея выхода в космос остался верен своей любимой теме офиса. Он выстроил 25-метровый туннель-инсталляцию «Time to say good-bye!». Да, в конце этого туннеля есть свет. Впрочем, льется он и со всех сторон, потому как туннель представляет собой по сути свернутый в трубочку офисный потолок из пенопластовых квадратиков и таких же светильников. Поэтому, идя к свету, будьте осторожней, не порушьте конструкцию – пенопластовые квадраты не очень-то надежный строительный материал, уже на открытии их меняли.
Рядом с инсталляцией Сая — малюсенькие стенды. «Это тот самый магнитофон, с которым летал Гагарин?» — с восторгом спрашивает посетительница Николая Тумаркина из киевского НИИ электромеханических приборов. «Да, мы тогда в 1960-м за три месяца его сконструировали, — вспоминает Николай Валерьянович. — Я был ведущим разработчиком того первого аппарата, потом это направление закрепили за мной. Здесь же и усовершенствованные, и те, что готовились для полетов на Луну. На другой стороне зала – созданная нами аппаратура, которая на всех кораблях летала, и на Буране, и на всех пилотируемых аппаратах. Еще дальше — черный ящик, что был на «Руслане», который погиб над Гостомелем. Посмотрите — он обгорел, но мы показываем, что даже если все разрушено, магнитный носитель сохраняется». То, что именно в Киеве создавалась записывающая аппаратура для космоса — открытие не только для обывателей. «Мы были сегодня в политехническом музее при КПИ, там есть даже капсула, в которой спускались космонавты, но ваших разработок не видели», — обращаются к г-ну Тумаркину. «Мы ведь закрытый объект, — отвечает. — У нас при НИИ есть свой музей, сейчас вот ведем переговоры о передаче экспонатов. И не только в политехнический музей. Хотим обменяться с Москвой – записи голосов космонавтов на наши приборы».
«Я рассматриваю проект «Космическая Одиссея 2011» как коллективную мегаинсталляцию, — говорит куратор проекта Александр Соловьев. — Это не иллюстрация величия космических достижений и не раздел ВДНХ, а толчок к размышлениям, к пониманию, выход на определенный рубеж. Тот самый скафандр может восприниматься и читаться в различном контексте — не только космическом».
Возможно ли ныне вернуть то ощущение прорыва, авантюрного куража, что было в 1961-м? Или космос стал для нынешнего поколения строчкой из рекламного проспекта о пользе матрасов? «Проект многогранный, — говорит Игорь Гусев. — И будьте снисходительней — ведь в космосе есть не только бесконечный вакуум и далекие прекрасные звезды. Тут и метеориты, и кометы, и просто мусор… В космосе есть место всему».