Раздраконить, нельзя помиловать

15 декабря 2006, 6:52
no image


Чтобы понять причины такого неуспеха, наверное, нужно вспомнить о некоторых предпремьерных нюансах «Эрагона». Во-первых, о явном, почти наглом стремлении кинематографистов смастерить в нем эдакий симбиоз из «Властелина колец» (Эрагон звучит на удивление созвучно Арагорну), «Хроник Нарнии» и отчасти даже «Гарри Поттера». По идее, фильм должен был стать той рождественской сказкой, на которую можно было бы без всяких сомнений сводить ребенка (и получить самому какую-то долю удовольствия на сеансе), а также своеобразной суммой прошлых американских сугубо сезонных фильмов.


Во-вторых, «Эрагон» был снят по бестселлеру подростка Кристофера Паолини, которому на момент написания книги было всего 19 лет. С тех пор молодой писатель, которому сейчас уже целых 23 года, сочинил и продолжение («Старейший») и даже готовит к изданию триквел под рабочим названием «Империя». Романы хорошо продаются, но критики неизменно жаловались на явную вторичность придумываемых Паолини историй. Кинокомпания Fox 2000 Pictures, снимая экранизацию, явно предпочла закрыть глаза на подобные обвинения. Как оказалось, очень зря — в результате картина вышла несмешной пародией. При всем уважении к амбициям и талантливости свежей писательской крови.


Картина повествует о простом сельском парне Эрагоне, живущем в стране Алагезия, где правит король-тиран Галбаторикс. До этого страной правили светлые всадники на драконах, но их вытеснили из страны и они поселились в далеком Вортене.


Эрагон по чистой случайности становится обладателем драконьего яйца, которое на самом деле жаждет получить свирепый монарх. Из яйца того вылупится дракон Сафира, способный к телепатическому общению женским голосом и, разумеется, полетам над бескрайними просторами Алагезии. При помощи старца Брома (мы не шутим, его действительно так зовут), который некогда сам был всадником и Эрагон отправляются в Вортен.


Режиссером «Эрагона» выступил Стефен Фэнгмейер, в прошлом — большой специалист по спецэффектам в принадлежащей Джорджу Лукасу компании Industrial Light & Magic. Исходя из этого, наверное, было вполне предсказуемо, что его дебютная картина так или иначе не могла обойтись без реверансов «Звездным войнам». Но чтобы она стала одной большой цитатой четвертого эпизода этой киноэпопеи? Это уж, знаете, слишком. Судите сами. Молодой юнец-блондин, работающий на поле и имеющий дядю, которого убьют при первой возможности? Есть. Мудрый старец с героическим прошлым, ведущего героя к героической славе и доблестно гибнущий от руки недруга в процессе? И это есть. Заточенная в плен принцесса, которую нужно спасать? Угу. Злодей — правая рука короля, без оружия убивающий своих провинившихся генералов и выглядящий при этом натурально как Дарт Вейдер, только без маски? И это тоже правда. Все эти чужие запчасти видны невооруженным взглядом и, откровенно говоря, представляют фильм не в самом выгодном свете.


Впрочем, «Эрагон» плох даже помимо очевидного плагиата, который, к слову, одними «Звездными войнами» и не ограничивается. Это крайне схематичное кино, из-за своей вопиющей стандартности не вызывающее ни особенных переживаний за одномерных (даже по сказочным меркам) героев, ни мало-мальского интереса к истории. Все здесь формально настолько, что порой кажется, что «Эрагон» писал даже не 19-летний тинейджер, а некая компьютерная программа случайной генерации фэнтэзи-фильмов. Возможно, такая незамысловатость нарочная — с оглядкой на целевую аудиторию дошкольного и младшего школьного возрастов. Но грань между простотой и банальностью тонка, и «Эрагон», увы, отважно ее переступает.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи