Осенью в жизни киевских любителей латиноамериканских танцев произошли три значимых события: чемпионат города по сальсе, фестиваль «Аморе Латино» и семинар по клубной латине с участием кубинских звезд сальсы, включая чемпиона мира 2004-2005 гг. кубинца Янека Рэвила.
Интересным и важным для поклонников этой культуры событием стал мастер-класс по регетон — новому танцу пуэрториканского происхождения. А за две недели до этого с успехом прошел фестиваль латиноамериканской культуры, где свои достижения показывали украинцы. Выступления школы бразильской капоэры сменялись фламенко. На смену ча-ча-ча приходила зажигательная самба. Но фаворитами вечера были танцы клубной латины: меренге, бачата, регетон и конечно же сальса.
Гости из Кубы отметили серьезный уровень латиноамериканских танцев в Киеве. По их словам, прогресс за последние два года очень заметен. А Пауелл Рейнальдо, инициатор приглашения кубинских сальсьеро и руководитель школы «Сальса-клуб», говорит, что у его шоу-группы весь декабрь уже расписан. Он не помнит, когда последний раз проводил праздники с семьей. Расписание настолько плотное, что за один вечер они успевают выступить в двух-трех местах, в основном на корпоративных вечеринках.
Украина — страна нелатиноамериканского темперамента. Однако 15 школ сальсы в Киеве говорят о популярности этой танцевальной культуры.
Руководитель самой многочисленной школы кубинских танцев в Киеве и организатор фестиваля латиноамериканской культуры «Аморе Латино» — Эрнесто Родригес Пэрес. Сейчас в его клубе насчитывается около 200 человек, а занятия проходят каждый день в группах трех уровней подготовки. Сам Эрнесто считает свой бизнес в Украине весьма успешным. «Я решил, что нужно заняться тем, что я хорошо умею и люблю делать. Открыл ЧП — школу танцев. Я сам занимался рекламой. Раздавал визитки на улице и в метро. Сначала в моей школе было только два человека. Тогда я ничего не зарабатывал. Платил налог 200 грн, плюс аренда, плюс реклама — одни убытки. Потом потихоньку люди потянулись»,— сообщил «і» Эрнесто Родригес Пэрес. Через год он уже смог набрать полноценную группу. С тех пор рекламой танцевальной школы Эрнесто не занимается, люди узнают о нем через знакомых.
Киевские кубинцы вначале тоже поддерживали школу — приходили на занятия. Теперь Эрнесто сам оказывает посильную помощь соотечественникам, которые хотят обосноваться в Киеве. Сейчас в городе есть четыре школы латиноамериканских танцев, в которых преподают кубинцы. Жесткой борьбы за выживание нет — места пока хватает всем. А существующая конкуренция, по словам Эрнесто Пэреса, в сегодняшнем ее виде полезна.
Вначале в клубе Cubano-Boom занимались только студенты. Сейчас здесь можно встретить солидных людей с собственным бизнесом. Подчеркнуто демократическая обстановка и доброжелательная атмосфера привлекают многих. По словам кубинца, в его клубе можно встретить представителей различных социальных групп: «Всех — от маляра до банкира».
Еще одна успешная идея Эрнесто Пэреса — фестивали латиноамериканской культуры. Для Эрнесто фестиваль бизнесом не является. Его цель — популяризация всей латиноамериканской культуры. Поэтому он приглашает к участию всех, практикующих любые виды этой культуры. Эрнесто считает, что фестиваль поднимает имидж кубинских танцев, а это способствует успеху его школы.
Первые преподаватели-украинцы появились в Cubano-Boom через 2,5 года после организации клуба. Сейчас постоянно работают пятеро. Эрнесто планирует, что с ростом клуба можно будет задуматься об академии латиноамериканских танцев.
«У украинцев эмоции сдержанные. Зато хорошее чувство юмора,— сообщил «і» Эрнесто Пэрес, — и это дает темперамент».
Почему идея создания школы танцев чуждой украинцам культуры оказалась столь плодотворной? Возможно, оттого, что кубинцы заняли свободную нишу, на которую никто не претендовал: преподавать латиноамериканские танцы в стране, не знакомой с кубинской танцевальной культурой, было просто некому. Способствовала успеху и мода на экзотику и этническую музыку. Популярности способствует и повышающаяся престижность активного образа жизни. Еще одной составляющей успеха можно назвать эмоциональный голод. Зажатые в рамки официоза, связанные необходимостью поддержания корпоративных стандартов киевляне вынуждены жестко контролировать свои эмоции. Латиноамериканские танцы позволяют выплеснуть накопившееся напряжение, снять стресс. Настроение после занятия улучшается — это заметно даже посторонним. Этот терапевтический эффект от латиноамериканских танцев отмечают и врачи.
Однако, добившись определенных успехов, Эрнесто Пэрес пока не смог решить некоторые бизнес-задачи. У Cubano-Boom нет спонсора. Арендовать помещение для фестиваля «Аморе Латино» достаточной площади, чтобы вместились все желающие, возможности не было. На втором фестивале было слишком тесно. И это учитывая то, что у фестиваля практически не было рекламы.