Человечество, утратившее репродуктивность. Мегаполисы, разрушаемые лавиной беженцев. Самоубийство, ставшее брендом и рекламируемое по телевизору. Все это украинский зритель увидел в вышедшей на экраны страны фантастической антиутопии Альфонсо Куарона «Дитя человеческое».
Сказка — ложь, да в ней намек. Фантастика же ни что иное, как сказки для взрослых, по обыкновению продолжающие реальные тенденции в будущее. «Дитя человеческое» выкручивает до максимума тревожную статистику падения рождаемости в мире и эмиграционного беспредела. Фильм отправляет в 2027 г., где человечество погружено в хаос, терроризм есть не только форма сопротивления, но и правления. Одна из немногочисленных гражданских свобод, оставшихся у простых смертных, — возможность купить «набор самоубийцы» и самому решить, когда уйти к праотцам.
На фоне такого далеко не прекрасного далека правительственному агенту Тео предстоит неожиданное сотрудничество с отрядом повстанцев, именуемых себя «рыбами» и возглавляемых его бывшей женой. У «рыб» есть чернокожая девушка, чудом забеременевшая во времена, когда акушерки всего мира остались без работы. Сотрудничество с властями исключено, несмотря на всю значимость такого чуда. Единственная же надежда — ученые «Проекта человечества», незримой аполитичной организации, которая сможет принять и понять феномен возобновившейся женской плодовитости. Но Тео и будущей маме предстоит их искать в Великобритании, где царят анархия и варварская борьба правительства с нелегалами.
Фильм мексиканца Альфонсо Куарона («Гарри Поттер и узник Азкабана») снят по мотивам одноименного романа Филлис Дороти Джеймс, английской писательницы, более известной у нас детективами о суперинтенданте Скотленд-Ярда Адаме Далглише. Начинается «Дитя человеческое» почти футуристической сатирой, сыплющей поп-референциями вроде свиньи над заводской трубой, отсылающей к обложке диска Pink Floyd. Но позже картина превратится в умный антиблокбастер, грамотно развивающий как и сценарий-предостережение миру, так и впечатляющий визуальным размахом.
Стоит сказать, что «Дитя человеческое» — отнюдь не удобоваримая фантастика для масс вроде «Особого мнения». Зритель, пришедший за двумя часами конвейерного экша, скорее всего, будет весьма разочарован. Фильм порой многословен и безжалостен к своим главным героям, убивая их с диктаторской легкостью изображаемого будущего. Может быть, поэтому ряд столичных кинотеатров («Кинопалац», «Украина» и «Жовтень») воздержались от проката картины.
Вместе с тем «Дитя человеческое» — крепкий и жутковатый фильм, сделанный за скобками голливудских штампов. Десятиминутный эпизод военных действий, снятый одним дублем в стиле хроники с горячих точек (даже кровь на камере!), весьма впечатляет. Оправдывает приз за лучшую операторскую работу на Венецианском кинофестивале-2006. Радуют и звезды двух поколений британских актеров в ролях Клайв Оуэн от молодежи и Майкл Кейн от старой гвардии. В целом не шедевр, но определенно заслуживающее внимание кино.