В киевский прокат вышел новый фильм режиссера Брайана Де Пальмы — ретро-триллер «Черная орхидея» по мотивам noir-бестселлера Джеймса Эллроя. Мировая премьера картины состоялась на открытии Венецианского кинофестиваля.
Впрочем, о качестве фильма это не говорит ровным счетом ничего. Как и «Код да Винчи», открывавший в этом году Канны, фильм Де Пальмы стал премьерой, на которую возлагали слишком большие надежды. Ожидалось, что «Черная орхидея» сможет если не превзойти, то по меньшей мере вновь взять высоту, заданную в 1997 г. «Секретами Лос-Анджелеса» (режиссер Кертис Хенсон) — самой известной и лучшей картиной по прозе Эллроя на сегодняшний день. Это могла бы быть изящная детективная лента для интеллектуалов, отправляющая зрителя лабиринтом хитросплетающихся судеб и впечатляющая безупречной стилизацией под далекие 40-е.
А получилось то, что получилось. Дерзкое убийство в Голливуде. Жертва — молодая и бесталанная актриска Элизабет Шорт. Неловкий треугольник из двух напарников-полицейских из отдела убийств и дамы сердца одного из них. Зацепки, ведущие к шишкам тогдашнего Голливудленда и их обворожительным дочерям. Целая колода интриг, обмана и резких сюжетных поворотов. Карта сдается, но игра упрямо не идет.
«Черная орхидея» (являющаяся на самом деле «Черным георгином», переименованным кинопрокатчиками по одним им известным причинам) — фильм довольно рыхлый. Де Пальма смешивает детектив с триллером, пуская сквозь действо несколько сценарных нитей, и по всем пытается пробежаться. Проблема кроется в причинно-следственных связях между ними, а также непрозрачной мотивации происходящего на экране. Некогда великий режиссер наверняка думает, что удивляет зрителя, нанизывая один невероятный поворот действа на другой. Но сценарная фактура все больше трещит по швам и светит белоснежными нитками. Вместо возгласа «вау!», на который Де Пальма рассчитывает, зритель чаще реагирует восклицанием «ну и что?».
Актерский состав делает хорошую мину при плохой игре, но выдержать два часа Скарлетт Йоханссон с полураскрытым ртом и застывшим выражением лица — труд не из легких. «Черная орхидея» — картина одного премьерного уик-энда и первый серьезный коммерческий кинопровал осени.