После 14 января муниципальные музеи Киева могут лишиться профессиональной милицейской охраны
После 14 января муниципальные музеи Киева, в числе которых кроме всех литературно-мемориальных и такие художественные сокровищницы, как Музей русского искусства и Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, могут лишиться профессиональной милицейской охраны
Безопасность столичных музеев традиционно обеспечивается силами Государственной службы охраны (ГСО), однако последние два месяца ее сотрудники делали это бесплатно. «Мы работаем на принципах самофинансирования, согласно заключенным договорам. Под нашей охраной находится около 95 тыс. объектов, в том числе и музеев, но в последнее время оплата наших услуг с их стороны практически прекратилась,— сообщила «і» пресс-секретарь ГСО Антонина Безшейко.— В условиях кризиса деньги не перечисляются, сотрудники не получают зарплату, нам нечем оплачивать обслуживание автомобилей и другой спецтехники».
В создавшейся ситуации руководство Государственной службы охраны было вынуждено прибегнуть к последнему «средству убеждения» и снять свои посты в тех муниципальных музеях, которые не выполняют условия заключенных договоров. «Охранный кризис» достиг апогея в одну из ночей наступившего года, когда ряд киевских музеев остались практически беззащитными перед грабителями. Однако, по словам директора Литературно-мемориального дома-музея им. Михаила Булгакова Людмилы Губианури, после переговоров, состоявшихся в пятницу, 8 января, сотрудники ГСО возобновили свои дежурства. «Милиция гарантировала нам охрану до 14 января,— сообщила госпожа Губианури.— А после этой даты нам предлагают охранять музей собственными силами. Конечно, их можно понять. Используя подобное давление, они намерены добиться выплаты долгов по зарплате…».
В свою очередь Вера Виноградова, директор Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, предлагает не паниковать и не драматизировать события, которые она называет «нашим внутренним, личным делом». «Давайте не будем делать резких движений, для этого нет никаких причин. У нас все нормально, работаем в обычном режиме, охрана на месте, а дальше поживем — увидим»,— сказала госпожа Виноградова. Кроме того, она высказала убеждение, что, согласно закону, милиция не имеет права снимать охрану с таких режимных объектов, каким является Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. Кстати, по ее мнению, маленьким музеям, которым является булгаковский, вообще нечего волноваться, для их безопасности вполне достаточно и сигнализации.
За своевременное выделение финансовых средств, предназначенных для высокопрофессиональной специализированной охраны столичных музеев, отвечает КГГА, а конкретно — ее Главное управление охраны культурного наследия, которое курирует заместитель мэра Киева Виталий Журавский. Однако прокомментировать создавшее положение там отказались. К сожалению, это уже не удивляет. Как представители власти, так и хранители украинских музеев крайне неохотно обсуждают темы, связанные с проблемами охраны. Однако в случае эскалации событий «охранный кризис» в киевских музеях вполне может захватить всю Украину и без того охваченную эпидемией музейных краж. Громкое прошлогоднее ограбление Одесского музея западного и восточного искусства, когда был похищен шедевр Караваджо «Взятие Христа под стражу» («Поцелуй Иуды») в 2009 г., может показаться лишь репетицией. Тогда одесское ГУ МВД основной причиной кражи назвало недостаточную охрану экспонатов. Хотя давно известно, что после драки кулаками не машут, только после этого вопиющего происшествия Одесская облгосадминистрация выделила на усиление охраны в этом музее более 350 тыс. грн. Какое «ограбление века» должно произойти в Киеве?