В широкий прокат в Украине выходит российская музыкальная комедия Валерия Тодоровского «Стиляги»
В широкий прокат в Украине выходит российская музыкальная комедия Валерия Тодоровского «Стиляги», которая по праву претендует на звание лучшего российского фильма уходящего года.
Несмотря на то, что основное действие картины проходит в 50-е годы в тоталитарном послевоенном Советском Союзе и основано на реальных исторических событиях, «Стиляги» — прежде всего яркий, сочный, феерический фильм-праздник, в то время как завуалированная, глубоко спрятанная социальная драма будет заметна лишь тем, кто, входя в кинотеатр, предпочитает не отключать свой жизненно важный орган.
Стиляги — советская молодежь 50-х годов, которая всеми способами стремилась стать непохожей на серых, скучных, клонированных соотечественников. Из толпы они выделялись яркой, часто нелепой манерой одеваться (брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селедочка», зонтик-тросточка, полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»), яркий макияж). А также абсолютно аполитичным образом жизни и скептическим отношением ко многим ценностям советской эпохи. Им был присущ искренний интерес к западной музыке и танцам (джазу, свингу, рок-н-роллу, фокстроту, танго и т.д.). За такую свободу самовыражения и недолюбливала их советская власть: исключала из комсомола, отчисляла из вузов, отдавала на растерзание милиции и дружинникам.
Фильм начинается с облавы юных комсомольцев на ненавистных, вычурных стиляг, во время которой бравый активист «штатник» по имени Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) влюбляется в яркую «чувиху» Пользу. Воспылав светлым чувством, парень не только отказывается от последней буквы в своем имени и от бывших друзей по комсомолу, но и надевает кислотный пиджак, зализывает волосы назад — и вместе с этим открывает для себя совершенно иной образ жизни, находит новых друзей. Но за такую свободу приходится по-настоящему бороться.
Однако из-за хорошо профинансированной задачи снять фильм-праздник этот аспект жизни стиляг уходит далеко на задний план. Немногочисленные потенциально сильные драматические моменты либо были в итоге вырезаны из финальной версии картины, либо претерпели основательные изменения, утратив былое эмоциональное напряжение. В итоге автор лишь намекает на особенности взаимоотношения стиляг и власти, вставляя смешные, на первый взгляд абсурдные фразы а-ля: «Тетю Симу посадили только за то, что она повесила портрет Сталина напротив туалета». А вместо рабочего названия «Буги на костях» в прокат фильм вышел как «Стиляги».
Также стоит отметить, что «Стиляги», вопреки отрицанию этого факта создателями ленты, все-таки мюзикл: музыкальные номера здесь являются не дополнением к основной истории, а фактически самой историей. Но публике не стоит пугаться такого не кассового на постсоветском пространстве определения жанра картины: тут ни к качеству не придерешься, ни в оригинальности не усомнишься. Критики уже отметили великолепно проработанную музыкальную часть фильма, его сложную интересную хореографию. В «Стилягах» использованы хиты перестроечного и постперестроечного времени таких символов неформального движения, как «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Браво», Федор Чистяков (знакомые и доступные большинству потенциальной аудитории), основательно переработанные — внимание — Константином Меладзе. В такой новой аранжировке многие уже подзабытые композиции получили право на вторую жизнь. Жаль только, что режиссер отказался от использования той музыки, которую в действительности слушали стиляги,— ведь многие зрители, возможно, потеряли свой единственный шанс услышать настоящий джаз 50-х. Сам Валерий Тодоровский в одном из интервью сказал: «Это и ретро, так как действие происходит в середине 50-х, и не совсем ретро, потому что он сделан современно и обращен к современным людям. Я не ставил задачу реконструировать эпоху. Тема картины — вечная потребность человека быть свободным. Быть не таким, как все. Идти против течения».