В галерее «Совиарт» до 7 января открыта выставка «Зачем пришел?» художника Расима Сейдимова
В столичном центре современного искусства, галерее «Совиарт», до 7 января открыта выставка «Зачем пришел?» художника Расима Сейдимова, живописца, который с недавних пор живет и работает в Киеве.
Ответ на этот вопрос на самом деле весьма прост. По словам господина Сейдимова, все картины (а это около 20 полотен), представленные в экспозиции «Совиарта» под венец уходящего года, он создал всего за три месяца. «Это талантливый трудяга, пишет он, кажется, всегда, по пятнадцать часов в сутки, тем самым отвечая на вопрос «Зачем он пришел в этот мир?», и каждая картина для него — откровение, это вам не Поярков… Кстати, посмотрели бы вы, как работает Расим в своей тесной каморке, где даже холсты разместить негде»,— сказал искусствовед Алексей Титаренко.
В творчестве Расима кроме традиционной экспрессии, в целом свойственной восточной живописи, ощущаются и древние огузские, тюркские мотивы. Но он все же идет своим путем, переосмысливая так называемую архаику и творчески соединяя ее с современностью. В то же время живопись Расима Сейдимова порождает ясное ощущение непостижимых, а поэтому и удивительных параллелей со славянским мировосприятием. Не секрет, что «красное» для любого украинца, русского, серба, чеха или поляка — это, прежде всего, красота, сила и доблесть, а также благородство и жертвенность. Красота во всем ее проявлении. Для азербайджанца Сейдимова красный — этот цвет, который он сделал основой, чуть ли не грунтовкой большинства своих полотен, представленных в «Совиарте», — это, прежде всего, цвет радости. Красный-краска-украшать… Кстати, инсталляции Сейдимова подтверждают эту мысль. Именно в их «прорехи» проглядывает белый. Цвет пустоты… Сложные чувства охватывают когда рассматриваешь «Поверхность»: желтая с черным «кожа» полотна рождает странные ассоциации то ли со скалой, то ли с целым горным массивом…
Наоборот, грусть и печаль выражена у Расима Сейдимова вполне традиционно: она черно-синяя. «Беслан» (2008) — это большое, тяжелое полотно, где контуры домов тонут в зловещем сумрачном небе и только души невинных детей, подло загубленных в чудовищных циничных играх политиков, парят сущими ангелами. Это трагедия не национальная, а общечеловеческая, говорит Сейдимов. В наше смутное время мы очень быстро привыкаем к смертям, ко всеобщему цинизму и грязи. «Беслан» — это также и Назрань, Грозный, Карабах, да и многие другие города… «Запросто» уничтоженный Багдад, колыбель древней цивилизации, превращенная в ничто… Летние, «курортные» руины Цхинвали… Это и символы «того», сентябрьского, Нью-Йорка, так легко павшего под «террористической атакой»… Мы научились быстро забывать. Прощать, совершенно ничего не зная и не понимая, — просто игнорировать страшную действительность… «Не с нами произошло? Ну и хорошо, что не с нами, слава Богу…». А вот Расим Сейдимов, незаскорузлый и очень ранимый художник, невероятно тонко различая эти границы между добром и злом, бескомпромиссен в своих оценках добра и зла. Там, где плохо, — там черно. Там, где радость и жизнь, — только красота. Это, в хорошем смысле очень детское, очень ясное, точное, правдивое мироощущение…
И все же в жизни всегда есть место празднику! И вот очень тонкая, даже хрупкая вещь — «Расиму хорошо весной в родном Шеки» точно передает настроение радостного ожидания. Иначе было бы совершенно странно: художник родился в этом городе в 1975 году. Еще одно невероятное открытие «славянской души» азербайджанца Сейдимова — его триптих «Зима». Хотя казалось, что так точно и лирично воспеть зиму можем только мы, понимающие ее суть, но отнюдь не южане (такая первая мысль приходит при созерцании этой вещи).
Куратор нового арт-проекта в «Совиарте» Оксана Билоус, которая открыла Расима Сейдимова для киевлян, сообщила, что его картины, представленные в нынешней экспозиции, можно приобрести, и пока что без проблем. Небольшие вещи художника оцениваются в сумму от нескольких сотен долларов, а полотна, те, что побольше, — в несколько тысяч…