Ежи Онух: «Современный украинский гламур — настоящий китч»

no image

Ежи Онуху свойственны многие, порой совершенно неожиданные, ипостаси. О некоторых из них он рассказал в интервью корреспонденту «і»

В этом году Польский институт в Киеве отметил 10-летие своей деятельности. Его директору Ежи Онуху свойственны многие, порой совершенно неожиданные, ипостаси. О некоторых из них он рассказал в интервью корреспонденту «і». 

Вопрос: В узком кругу вы известны не только как художник и директор Польского института, но также пользуетесь репутацией серьезного коллекционера фарфоровых статуэток в стиле соц-арт.

Ответ: Назвать меня серьезным коллекционером — это, безусловно, преувеличение. Началось все довольно просто и банально. Когда в 1997 г. я приехал в Украину, то среди многих проблем мне пришлось решать и вопрос, чем занять свободное время. Наиболее приятным для себя выходом из положения я и нашел коллекционирование.

Но здесь возникла необходимость выбрать поле, область коллекционирования. Собирать произведения высокого искусства, живопись, картины и так далее требовало вложения больших средств, которых у меня не было. Вот коллекционирование икон, уже представляло для меня немалый интерес, но я подумал: ну хорошо, пускай соберу я их определенное количество, а как смогу все это вывезти из Украины?

В: Так идея коллекционировать соц-артовские статуэтки пришла по принципу исключения? О: Я много бродил по киевским улицам, по рынкам, знакомился с городской средой, и в поисках реализации себя как коллекционера обнаружил, что на рынках и барахолках, например, на Андреевском спуске и в других местах, в изобилии предлагаются такие небольшие и довольно интересные фарфоровые фигурки, наследие советских времен. Их можно было запросто купить, причем буквально за копейки (это сейчас их цена доходит до сотен гривень!). Так и началось…

В: Они заинтересовали вас своей дешевизной???

О: Нет. Меня как коллекционера всегда интересовали вещи в конкретном контексте и конкретной ситуации — как исторической, так и эстетической, и так далее. Однако относительно увлечения собирательством статуэток я не могу назвать себя профессиональным коллекционером этих предметов. Все-таки для меня это больше хобби, и я рассматриваю его с изрядной долей юмора. Кстати, когда ко мне домой приходят друзья и видят шкаф с этими занимательными фигурками рядом с современной хорошей мебелью и произведениями современного искусства на стенах, их очень удивляет этот очевидный диссонанс.

В: Получается, что вы покупали все подряд, без системы?

О: Нет, так я поступал в самом начале, а потом решил ограничиться детскими фигурками. Интересно, что сначала все статуэтки казались похожими друг на друга, как бы на одно лицо, а потом постепенно я выяснил для себя, что все они разные. Каждая из них, при всей кажущейся стандартности, в зависимости от серии завода-изготовителя все же имеет свои характерные особенности: отличаются они и по рисункам, и по раскраске, и по размерам. Можно было увидеть 20-30 фигурок, по идее совершенно одинаковых, но потом выяснялось, что по-настоящему идентичных среди них не найти…

В: Почему вы все-таки выбрали такую специфическую область коллекционирования, что вас в этом привлекло?

О: Во-первых новые, интересующих меня экземпляры можно было находить без особых проблем. Кроме того, меня привлекал тот факт, что эти статуэтки не представляли собой художественной ценности — я имею в виду то, что они не защищены законом, то есть не подпадают под статью о защите культурных ценностей, и таким образом их перемещение через границы не запрещено. Ведь я не собираю раритетный фарфор, статуэтки довоенных годов и тому подобное. В результате большую часть своей коллекции, а это около 90 статуэток, я без проблем перевез к себе в Канаду, в Торонто.

В: Вы не считаете, что в дальнейшем это хобби все же перерастет в более серьезное увлечение, когда у вас сложится круг единомышленников, вы приобщитесь к специальной литературе по коллекционированию, а потом начнете посещать аукционы…

О: Нет, не думаю… У меня не такая натура. Это, знаете ли, не больше чем сентиментальное и невинное увлечение. Сами фигурки особой ценности не представляют, и я не опасаюсь, что их кто-то захочет похитить. Вообще, по моему мнению, в Украине для многих людей, которые начинают собирать произведения искусства, важны не так сами эти картины, скульптуры и другие предметы, а тот круг, та субкультура, в которой они вращаются, будучи коллекционерами. Они как бы выходят на более высокий уровень…

Сейчас вся моя коллекции состоит примерно из 200 статуэток, и в ней нет каких-то особо ценных экземпляров, ведь собирать такие в мои планы не входило. Суть для меня не в этом. Знаете, здесь важен сам процесс, это вроде того, если бы я стал собирать камешки, привозимые из разных мест, крышки от бутылок… Кстати, как ни удивительно, многие люди этим увлекаются.

Фигурки, которые я стал собирать, заинтересовали меня в основном своей исторической ценностью, так как они отражали реалии советского периода, той эпохи, которая отошла, — это очень оригинальный стиль. Рассматривая эти фигурки, можно лучше понять то время: что оно значило, что это было.

Для нас они кажутся носителями советских идеологических догм, а в те времена все эти комсомольцы и комсомолки, дети-пионеры с цветами, буденновцы, стахановцы и прочие персонажи были совершенно обычными, привычными атрибутами и реалиями того времени. Этим они мне крайне интересны. Большинству фигурок в моей коллекции около 50 лет, а порой даже больше. Для своего времени это был китч, а вот ныне они утратили черты былой китчеватости. В наши дни в Украине китчем уже являются изображения джипов, пышногрудых красоток, «крутых» бизнесменов с мобильниками и так далее… Все, что сейчас тут считается гламуром, вот это-то и есть по сути настоящий китч!

В: Какими достижениями или, возможно наоборот, неудачами отмечен для вас как руководителя Польского института уходящий год?

О: В целом уходящий год стал для Польского института довольно успешным, а его окончание отмечено многими интересными событиями. Среди последних из них, и причем наиболее ярких, — первое вручение художественной премии имени Казимира Малевича, церемония которого состоялась в Центре современного искусства. Ранее наш институт выступил со специальной инициативой учреждения этой премии, ведь именно в этом году исполняется 130 лет со дня рождения знаменитого основателя супрематизма.

Цель премии Казимира Малевича — оказание поддержки молодым художникам (в возрасте до 40 лет); она присуждается за достижения в области современного искусства. Ее первым обладателем стала Алевтина Кахидзе.

В: Что вы можете сказать по поводу состояния украинского арт-рынка, на какой стадии развития он находится?

О: Я не считаю, что в Украине существует арт-рынок. Впрочем, и в Польше мы не можем этим особо похвастаться…

В: Однако, в последние годы в Украине появляется все больше художественных галерей, открываются антикварные магазины, в Украинском доме с немалым успехом стали проводиться солидные художественные выставки, салоны «Арт Киев»…

О: Но, согласитесь, все это происходит преимущественно в Киеве, в столице, а для остальной Украины остается вне поля влияния и общественного интереса…

В: А что вы скажете об украинских музеях? В последнее время они стали организаторами многих очень интересных выставок, причем на регулярной основе; к этим событиям выпускаются специальные каталоги. Многие считают, что культурная жизнь у нас просто кипит…

О: Тем не менее по своей основной сути украинские музеи все же продолжают оставаться советскими музеями. На Западе любой приличный музей — это самоокупаемое предприятие, которое самостоятельно и вполне успешно зарабатывает деньги…

Ежи (Юрий) Онух. Известный польский художник, искусствовед и общественный деятель родился 28 июля 1954 г. В 1979 г. окончил варшавскую Академию искусств со степенью магистра изобразительного искусства (специализация: живопись и графика). В 1980 г. стал директором и куратором проектов новаторской экспериментальной галереи при Академии. Жил и работал в США и Канаде. В июне 1997 г. возглавил Центр современного искусства (Центр Сороса) в Киеве. В ноябре 2005 г. назначен директором Польского института в Киеве, одновременно став советником посольства Республики Польша в Украине. По результатам рейтинга, проведенного журналом «Корреспондент», в 2003 г. Ежи Онух признан одним из самых влиятельных иностранцев, проживающих в Украине.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи