В рамках программы «Уикенд в Каннах» столичным киноманам показали фильм «Класс» Лорана Канте
В рамках программы «Уикенд в Каннах» столичным киноманам показали фильм «Класс» Лорана Канте, обладателя «Золотой пальмовой ветви» и номинанта на премию «Оскар» в качестве лучшего иностранного фильма 2008 г.
Стоит отметить, что последний раз на Каннском кинофестивале французы праздновали триумф аж в 1987 году.
Работы режиссера Лорана Канте («Рабочая сила», «Кровожадные», «На юг», «Времяпрепровождение») уже были неоднократно отмечены престижными премиями. Однако главный приз Канн достался этой картине скорее благодаря остросоциальной тематике, особенно актуальной сейчас для новой разноцветной Европы, нежели за особенный вклад в развитие кинематографа как искусства.
«В стенах» (а именно так звучит дословный перевод названия фильма) — экранизация изданного в 2006 г. романа Франсуа Бегодо, повествующего об одном годе жизни школьного класса трудных подростков. Господин Бегодо на своей шкуре ощутил, насколько сложно работать с современными французскими школьниками. Возможно поэтому его игра в фильме настолько убедительна (он исполняет главную роль — преподавателя французского языка и литературы в школе для трудных подростков на окраине Парижа), а диалоги, которые он адаптировал совместно со сценаристом, настолько правдивы и жизненны. Еще одной особенностью этой ленты можно считать то, что режиссер полностью отказался от профессиональных актеров, отдав предпочтение обычным французским школьникам. Реалистичность диалогов, постоянное движение камеры и мгновенная смена ракурса приводят к тому, что зритель моментально включается в процесс. Создается ощущение личного присутствия в пространстве, а с желанием поучаствовать в дискуссии или попросить заткнуться дерзких учеников бороться порой довольно сложно.
Школьный класс у Лорана Канте воспринимается как условная модель социума современной Франции: несмотря на законсервированность и ограниченность пространства (действие не выходит за рамки аудитории, учительской и школьного двора). Автору удалось показать широкий срез целого пласта социальных проблем современного французского общества (возможно и Европы в целом), где этнические французы остались в меньшинстве, зато есть арабы, негры, азиаты и прочие культуры, которые не видят надобности и не могут ассимилировать на чужой территории. Представители этих культур вовсе не отождествляют французское гражданство с французским языком, воспринимая последний как изживший себя язык буржуа, снобов, сыроедов и лягушатников. А французы порой уже стесняются сами себя (одна из учениц Франсуа, француженка, говорит: «Да, я француженка, но не горжусь этим»). Кумба, Эсмеральда, Сулейман и прочие постоянно провоцируют своего учителя, который пытается с помощью юмора и иронии найти общий язык с 14-летними подростками, научить их быть гражданами своей страны. Однако даже политкорректному Франсуа порой очень сложно сдержать свое раздражение и гнев на их срывы, хамское отстаивание своей личной свободы, и все те «прелести», которые сопутствуют трудному возрасту.