Под конец года стало окончательно ясно, что утверждения дилеров антикварного рынка были неоправданно оптимистичными
Несмотря на уверения дилеров в том, что в условиях кризиса антикварный рынок является чуть ли не единственным островком стабильности, под конец года стало окончательно ясно, что их утверждения были неоправданно оптимистичными.
Еще в конце октября арт-рынку предрекали «инвестиционный бум» и взлет аукционных продаж, в то же время пессимисты предрекали ему судьбу банков, инвестиционных компаний и обвалившихся фондовых бирж. В большей или меньшей степени ни одно из этих предположений не стало реальностью. При этом ситуация изменилась кардинально.
Картина не заменит недвижимость
В конце ноября Sotheby’s уже стали открыто называть «жертвой финансового кризиса». Даже торги в Лондоне стали проходить в полупустых залах и почти при полном отсутствии телефонных звонков от покупателей. Такое же положение стало складываться на аукционах Christie’s и MacDougall’s. В частности, уже после открытия в Лондоне «недели русских торгов» стало окончательно ясно, что мировой экономический кризис стал причиной снижения продаж произведений русского искусства.
Надежды организаторов торгов на то, что владельцы капитала будут вкладывать свои средства вместо акций и недвижимости в предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, оказались совершенно неоправданными.
Однако, как показали прошедшие торги, за отдельные по-настоящему уникальные шедевры искусства коллекционеры готовы бороться до конца даже в условиях кризиса. Так, икона, выполненная мастером Хлебниковым, была продана за 100 тыс. фунтов, что в пять раз превысило эстимейт.
Анализ результатов торгов, состоявшихся на Sotheby’s и Christie’s в первой половине ноября, показал, что эти два ведущих аукционных дома ныне переживают не самые лучшие времена. Так, на Sotheby’s за выставленные на аукцион 63 лота, представляющие произведения современного искусства, среди которых картины художников Филиппа Гастона (Philip Guston), Джона Керрина (John Currin) и скульптора Ричарда Серра (Richard Serra) вместо ожидаемых $200 млн. удалось выручить только $125 млн.
В чести только самое дорогое
Парижские торги Sotheby’s — African&Oceanic Art, состоявшиеся 4 декабря, только подтвердили сложившуюся «кризисную тенденцию» на мировых аукционах. Среди 184 лотов были представлены маски, скульптура, оружие и украшения различных племен и народов Африки, Новой Зеландии, Гавайских островов и других регионов и несмотря на специфику торгов, они имели ту же кризисную стратегию. Правда, дорогие лоты также пользовались стабильным спросом и продавались с превышением эстимейта, «обычные» вещи в средней и низкой ценовой категории интереса практически не вызвали. В результате Sotheby’s достиг хоть и не высоких, но вполне стабильных результатов: 60% по количеству проданных лотов (108 из 184) и 77% по итоговым сборам, общая сумма которых составила EUR4 млн. 111,5 тыс.
Наиболее стабильной, по мнению экспертов, остается первая сотня художников, представленная искусством импрессионизма, модернизма и творчеством старых мастеров. Наиболее ликвидные дорогие и «заслуженные» шедевры, ценность которых является общепризнанной и не зависит от внешних факторов. Пускай «Супрематическая композиция» Казимира Малевича так и не смогла принести Christie’s заветных $80?100 млн., но она всегда оправдает вложенные в нее $60 млн., независимо от дальнейшего поворота событий. Именно поэтому верхний ценовой сегмент аукционных продаж менее всего пострадал от последствий финансового кризиса.
Старинные книги пережили кризис
В Украине антиквары, как ни странно, сохраняют прежний оптимизм и только жалуются на что, что в последнее время вопрос о снижении цен стал для их клиентов самым традиционным, но при этом совершенно неуместным. «Ничего снижать не собираемся, только повышать, от недостатка покупателей не страдаем»,— такой ответ звучал для корреспондента «i» лейтмотивом в трех антикварных салонах Киева, которые, правда, не совсем корректно сравнивать с открытыми аукционными торгами, на которых состояние рынка становится очевидным для всех.
По прогнозам специалистов, основная масса покупателей либо вовсе воздержится от приобретения предметов роскоши, которой антиквариат, безусловно, является, либо переключится на мелкие и недорогие вещи. Многие украинские антиквары сделали ставку как раз на эту категорию покупателей. «Пусть купят больше предметов по сравнительно невысокой цене, чем у меня в течение месяцев будет выставляться картина фламандской школы или малоизвестного русского мастера по $100 тыс.»,— сказал «і» на правах анонимности владелец одного из киевских антикварных магазинов.
Кризиса практически не ощущает и российский аукционный дом «Гелос». Сделав ставку на торговлю сравнительно недорогими предметами старины, преимущественно коллекционными монетами, орденами, медалями, оружием, предметами обихода и букинистическими книгами, работая через интернет и сеть зарубежных представительств, «Гелос» вполне успешен и уверен в завтрашнем дне. По словам эксперта «Гелоса» в Киеве Юрия Черемных, особенно хорошо продаются букинистические книги, иконы и нумизматика, при этом цены на них постоянно растут, опережая спрос. Любопытно, что, по наблюдениям аналитиков рынка, старинные книги легко пережили финансовый кризис 1998 г.; цены тогда практически не упали, а вот спрос вырос. Правда, специалисты «Гелоса» отметили несколько снизившийся интерес к приобретению изделий из фарфора, но этот фактор достаточно несуществен для того, чтобы повлиять на общую тенденцию.