В Киеве представили самое дорогое окимоно

15 апреля 2010, 0:08
no image

Александр Фельдман хочет собрать все варианты «японской мадонны»

В рамках экспозиции «Окимоно: сто лет после триумфа в Европе» в Музее искусств
им. Богдана и Варвары Ханенко проходит выставка лучших работ миниатюрной пластики японских мастеров XIX ст. из частной коллекции Александра Фельдмана. Познакомиться с работами можно будет до 16 мая.

В прошлом году меценат Александр Фельдман уже подарил музею им. Ханенко 12 окимоно из своей частной коллекции. На этот раз в трех залах музея представлено около 40 работ японских мастеров, всего же в коллекции господина Фельдмана насчитывается более 200 экспонатов, в том числе произведения таких авторов, как Удагава Кадзуо, Исикава Комэй, Морино Корин и Асахи Мэйдо.

Искусство окимоно приобрело популярность в Японии в XIX ст. в эпоху Мэйдзи. Тогда, с уходом национального японского костюма и соответственно такого аксессуара, как нэцкэ, мастера резьбы по слоновой кости переквалифицировались и стали создавать предметы интерьера для западных коллекционеров, совмещая в них мастерство традиционной японской резьбы и европейский опыт реалистичной пластики. А весной 1910 г. в Лондоне прошла масштабная промышленная Японско-Британская выставка, на которой японские мастера произвели настоящий фурор. Столетию этой выставки и посвящена данная экспозиция, в рамках которой представлены несколько работ, демонстрировавшихся в Лондоне в начале ХХ ст.

Наиболее известная из них — окимоно мастера Удагавы Кадзуо под названием «Мать, кормящая новорожденного», прославившееся как «японская мадонна». Это окимоно стало визитной карточкой коллекции господина Фельдмана. «Всего мастером было создано три фигуры — из слоновой кости, бронзы и дерева,— комментирует Александр Фельдман.— Уникальность в том, что впервые японский мастер позволил себе показать обнаженную грудь. Здесь представлено самое дорогое окимоно — из слоновой кости. Мы уже нашли бронзовую статуэтку, и скоро она отправится в Украину. Также ведем поиски деревянной. Хочу отметить, что из-за запрета на перемещение предметов из слоновой кости нам потребовалось аж полтора года, чтобы оформить все документы и привезти «японскую мадонну» сюда. Это одна из наиболее дорогих работ моей коллекции». В рамках «Окимоно: сто лет после триумфа в Европе» представлены не только окимоно, созданные из слоновой кости, но также вырезанные из дерева и отлитые в бронзе.

Стоит отметить, что, по мнению британских экспертов Малкольма Фейрли, Цумуги Сьоджзи и Макса Рузерстоуна, которые сотрудничают с аукционным домом Sotheby’s, данная коллекция одна из наиболее репрезентативных в Европе. Разделяет это мнение и президент Международной ассоциации резчиков нэцкэ господин Комада Рюси, приехавший в Украину специально на открытие выставки. «Работы для лондонской экспозиции выбирались самим императором. После выставки многие пропали и не вернулись на родину, сейчас некоторые из них я увидел в этой коллекции,— отметил господин Комада.— Традиция окимоно в Японии постепенно вымирает, осталось очень мало мастеров, и династия моей семьи, возможно, одна из последних». По словам организаторов выставки, Александр Фельдман заказал мастеру несколько работ для своей коллекции и для фонда музея Ханенко. «Но поскольку использовать слоновую кость нельзя, нам необходимо найти кость мамонта, и только после этого начнется работа»,— сказал Александр Фельдман. А в день открытия выставки господин Комада провел мастер-класс японской резьбы по дереву.

По словам господина Фельдмана, увлекаться коллекционированием он начал еще в 1990 г. «Сперва занялся коллекционированием холодного оружия, позже начал собирать вещи, сопровождающие оружейную коллекцию, и сам не заметил, как увлекся,— прокомментировал Александр Фельдман.— Японцы все, что делают, доводят до полного совершенства. С какой стороны ни посмотреть на их произведения — все сделано идеально».

«Коллекционер — это определенное состояние души, сначала ты что-то собираешь, потом систематизируешь, а потом хочешь это все показать,— продолжил господин Фельдман.— Одной из задач для себя я поставил возвращение украинского культурного наследия в страну, а также развитие и пополнение фондов украинских музеев новыми интересными достойными экспонатами». Вчера, в частности, пополнился новыми экспонатами и фонд музея Ханенко. Меценат передал музею четыре редкостных образца японского оружия: древнее фетильное ружье (XVII ст.), образцы холодного оружия (катана, ХХ ст.; вакидзаси, XIX ст.) и кинжал айкути (XIX ст.). Также Александр Фельдман заявил о том, что уже осенью в музее Ханенко пройдут масштабная выставка японской живописи, ювелирных украшений Индии и выставка его коллекции оружия. В планах у господина Фельдмана открытие частного музея в Харькове, в котором и будут размещены экспонаты всех его четырех коллекций.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи