В Украине Перемен не ожидается

26 марта 2010, 0:08
no image

Коллекцию одесских авангардистов оценили в $2 млн.

В рамках аукциона русского искусства Sotheby’s, который состоится 22 апреля в Нью-Йорке, единым лотом на торги будет выставлена уникальная коллекция работ так называемого «Товарищества независимых художников» (ТНХ), известная под названием «Одесские парижане», считавшаяся в течение почти полувека пропавшей.

Коллекция ТНХ, состоящая из 86 художественных произведений одесских авангардистов, оцененная ныне экспертами Sotheby’s в $1,5-2 млн., стала плодом собирательских и меценатских усилий Якова Перемена. Известный коллекционер и библиофил, он также был одним из организаторов радикал-социалистической партии «Рабочие Сиона» («Радикал-Поалей-Цион») и членом исполнительного комитета при Штабе еврейских боевых дружин для борьбы с погромами в Одессе. Неудивительно, что, будучи убежденным сионистом, после большевистского переворота Яков Перемен покинул родной город ради репатриации в Палестину.

Финансовая помощь «Товариществу независимых художников», в большинстве своем евреев, была не только меценатской, но и частью сионистской деятельности Перемена. «На каждой выставке я покупал по крайней мере по одной картине от каждого художника для своей коллекции, которую с самого начала задумал увезти в Эрец-Исраэль,— вспоминал Яков Перемен в своих мемуарах.— В раму каждой приобретенной картины я, бывало, вставлял визитную карточку с добавлением русского слова «продано».

Одной из последних стала выставка в октябре 1918 г., когда в честь ее успешного завершения независимые устроили спонтанную вечеринку в веселой атмосфере одесской «Свободной мастерской декоративной живописи и скульптуры» и преподнесли Перемену дружеский шарж. «В знак благодарности и признательности за многолетнюю помощь художники решили преподнести мне оригинальный подарок на память, нарисовав мой портрет в форме шаржа,— писал  коллекционер.— Свой вклад в создание картины внесли все художники, которые участвовали в вечеринке,— это около 20 человек. Работа по этюду-экспромту Амшея Нюренберга была закончена с быстротой молнии; она сохранилась в моей галерее до сегодняшнего дня». На шарже художники сделали шутливые надписи, построенные на игре слов из фамилии Перемена на вывеске нарисованного музея и «перемен в живописи», как написано под портретом (намек на его мечту о музее в Палестине и поддержку новаторского искусства).

В декабре 1919 г. Яков Перемен покинул Одессу и вывез в Палестину свою художественную коллекцию, состоявшую в то время из более 200 работ, принадлежащих кисти художников Михаила Гершенфельда, Амшея Нюренберга, Исаака Малика, Теофила Фраермана, Сигизмунда Олесевича, Израиля Мексина, Сандро Фазини (старшего брата писателя Ильи Ильфа) и многих других. Кроме картин одесситов в коллекции были и картины южнорусских художников, членов ТЮРХ — Владимира Заузе, Исаака Бродского, Вацлава Нааке, Николая Иванова и Моисея (Михаила) Феферкорна. Известно, что эти картины демонстрировались на нескольких выставках в 1920-х гг., а последняя крупная мемориальная экспозиция состоялась в 1960-х гг. уже после смерти Перемена.

С тех пор на протяжении более 40 лет об этих картинах ничего не было слышно, и «знатоки» начали утверждать, что они безвозвратно пропали… еще в пертурбациях гражданской войны. До той самой поры, пока некоторые из них не «всплыли» в 2002 г. в Художественном музее Тель-Авива. Однако как одно целое коллекция не выставлялась вплоть до 2006 г., когда ее представили в Музее русского искусства Марии и Майкла Цейтлин в Рамат-Ган. Выставка стала настоящим откровением для посетителей, так как не только  продемонстрировала великолепные и редкие работы, но и рассказала о совершенно забытом периоде истории изобразительного искусства.

Само название «независимые» подразумевало вызов и творческую оригинальность, отсутствие каких-либо параллелей с традиционным художественным движением. На самом же деле модернистская деятельность одесситов во многом была вдохновлена активностью французского художественного объединения Societe des Independants в лице его видных представителей — импрессионистов Гогена, Матисса, Сезанна и Ван Гога. Перекликаются и радикальность стилей, сюжеты, тематика и характеристики субъектов и объектов: похожие кафе, ресторанчики, карнавалы и уличные сценки. В то же время многие из одесских независимых могли похвалиться и личными дружескими связями со своими европейскими коллегами. Так, Фраерман знал Матисса, работал с Дега и бывал в студии у Родена; в свою очередь, Амшей Нюренберг, которого считают лидером ТНХ, учился в Париже и работал в студии Марка Шагала.

В Украине несколько работ представителей ТНХ сохранились в Одесском художественном музее и в частных коллекциях города. «К сожалению, сегодня ни один украинский музей не способен приобрести эту коллекцию, которая, по всей видимости, ни при каких условиях не будет разбита на отдельные лоты»,— утверждает искусствовед Семен Шалевич.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи