Киевляне впервые увидели скульптуры Деметра Чипаруса и Григория Крука
Большой скульптурный салон, в четвертый раз открывшийся в столице Украины, убедительно подтвердил, что, по крайней мере, в своем арт-рыночном проявлении страна уверенно движется в правильном направлении. В этом можно убедиться вплоть до 14 марта.
Благодаря подвижническим усилиям директора Украинского дома Наталии Заболотной и ее команды, Большой скульптурный салон (БСС) снова сумел удивить и порадовать громкими мировыми именами, а также обширной скульптурной экспозицией отечественных мастеров. Постоянный интерес, проявляемый руководством Украинского дома к организации масштабных скульптурных выставок-продаж, кроме как платонической любовью к искусству, объясняется и еще одной важной причиной. «Ныне в Украине появилось много состоятельных людей, которые не только тянутся к настоящему искусству, но жаждут приобрести и способны разместить в интерьерах своих особняков немало даже крупных скульптурных произведений»,— отметила госпожа Заболотная.
При этом тот факт, что в очередной раз многие из современных «практикующих» украинских скульпторов, чьи работы разместились на верхнем этаже Украинского дома, согрешили подражательностью а-ля Олег Пинчук, сегодня погоды не делает. Одни решили отметиться, изваяв и представив на публичный суд немало «дикообразных» монстров, некогда придуманных Пинчуком. Кто-то даже замахнулся и на Дэмиена Херста, но, в отличие от него, предпочел залить веществом, близким к формалину, не корову или акулу, а… женщину. Правда, маленькую и неживую. Можно ли упрекнуть их в стремлении следовать моде и желании подзаработать, да и что в этом плохого? Все равно оценка их трудов будет адекватной. Тем более что на этот раз квинтэссенцией Скульптурного салона стали не тела, а лица — высокое мастерство, освященное духовностью.
Безусловно, главной приманкой и украшением БСС-2010 является прекрасная коллекция из почти 30 произведений великолепного скульптора Деметра Чипаруса, созданных в стиле арт-деко и впервые выставляемых в Украине. Ажиотажный всплеск пристального интереса к творчеству этого выдающегося мастера 20-х прошлого столетия пришелся на последние двадцать лет, соответственно взлетела и стоимость его работ, достигающая ныне на аукционах сотен тысяч долларов. Кто успел вовремя разгадать в прекрасных изваяниях Чипаруса гениальность вечности и смог приобрести его «декоративные фигурки», тот поставил на верную карту. Ныне Деметр Чипарус считается одним из самых ярких и наиболее известных скульпторов эпохи расцвета арт-деко, хотя начинал он с вполне реалистичных композиций, далеких от салонной декоративности. Богатые во всех смыслах этого слова, уникальные статуэтки Чипаруса можно рассматривать часами. Под разным углом зрения, при разном освещении они играют и открываются по-новому. Тонкие выразительные лица, вырезанные из слоновой кости, и гибкие тонкие тела в роскошных одеждах. Их неуловимой энергетике совершенно не мешают каменные ложи-пьедесталы. Напротив, своей статичной красотой они только подчеркивают движение…
Совершенным контрастом пышной и яркой эпикурейской стилистике скульптур Чипаруса служит другая громкая экспозиция БСС-2010. Здесь снова приходится говорить об эксклюзивности, потому что в Киев впервые в истории нашей страны прибыли произведения из коллекции одного из самых известных в мире подчеркнуто национальных украинских скульпторов Григория (Грегора) Крука. Коллекцией владеет британская Украинская библиотека им. Тараса Шевченко в Лондоне. По словам Людмилы Пекарской, заведующей библиотекой и архивом им. Тараса Шевченко в Лондоне, в Киев привезли только часть их коллекции. «Большие габариты некоторых скульптур не позволили транспортировать их в Украину; они оказались просто неподъемными,— заявила госпожа Пекарская.— Но это только начало, пробный камень. В дальнейшем, я думаю, мы сможем выставить в Украине и все другие работы Крука». По словам Людмилы Пекарской, ныне в нашу страну прибыли одни из самых лучших, уникальных и самых ценных работ мастера, отлитых им собственноручно.
Экспозиция произведений Григория Крука должна ознакомить украинцев с тайниками женской души, открытыми и запечатленными в бронзе нашим талантливым соотечественником, известным, преимущественно, пока что только на Западе. Трудно сказать, насколько приживется и придется по вкусу поклонникам искусства современной Украины пусть и качественная, необычная, но тяжеловесная, угрюмая и статичная стилистика Крука. Его женская, а скорее, «бабская» подборка выглядит не очень женственно и — как ни парадоксально — очень по-советски и уж точно далека от нынешних гламурных идеалов. Взять хотя бы его «Девушку…» — это тупое, зажатое и странное бесполое существо, одетое в неуклюжее пальто и платок. Идеал украинки? В таком же стиле решены и другие женские образы ностальгирующего классика. Темно-бронзовая тетка, развалившаяся на шаткой скамейке; тощая девица на четвереньках и много-много толстомясых «красавиц», явно выхваченных из тесных базарных рядов и раздетых буйным воображением ваятеля… Возможно, для понимания «антисоветского» творчества Крука в Украине еще не созрели. Но реалии таковы: народ глубокомысленно созерцал статуи, а потом смеясь тыкал пальцами в их причинные места…
Работы современных украинских скульпторов разнообразием и полетом мысли не отличались. Однако китч разного рода был бессилен затмить прекрасные образцы современной украинской скульптуры, выставленные в экспозиции «Деревянная скульптура на изломе столетий», расположенной этажом ниже. Прекрасные вещи Николая Степанова, его яркие и сочные женские и мужские скульптурные портреты, созданные им в любовном единении с природной фактурой материала,— это нечто! Своим неподражаемым образным видением отличились и Роман Петрук, Александр Ридный, Николай Кривенко, Николай Малышко, Анна Иванова и ряд других прекрасных скульпторов.
В контрасте с основной экспозицией БСС-2010 очень гармонично и свежо смотрится экспозиция «Воля або Смерть. Анархокоти проти трансформерів-2! (Бій триває)», где вас ожидают встреча с огромной разномастной стаей нетрадиционных представителей семейства кошачьих от Ивана Семесюка и загадочный, мистически привлекательный спецпроект Дмитрия Дульфана «Реальности», представленный галереей «Коллекция». Магия цвета, света и изысканно невероятных форм заставляет думать и говорить о том будущем, когда скульптурную пластику камня, глины и металла заменит зыбкая сиюминутность чувственной визуально-тактильной образности.