Петр Романчук сплел своих женщин из «паутины»
В киевском центре современного искусства «Совиарт» до 25 февраля открыта выставка работ львовских художников Петра Романчука и Михаила Радя «Эфемерность/поверхность», которая продолжила серию столичных презентаций творчества молодых живописцев из различных регионов Украины.
В двух залах «Совиарта» разместились полотна двух мастеров, использующих различную изобразительную технику, отличные по тематике и концептуальному мировосприятию. «Постмодернистская ментальность сопровождает изобразительную практику каждого современного художника, произведения которого претендуют на актуальность,— считает искусствовед Роман Ганкевич.— Даже абстракция сегодня стремится получить у широкой общественности своеобразный сертификат на концептуальность по отношению к изобразительным правилам, установленным в середине прошлого столетия. При этом художники должны постоянно доказывать всем, что они не отказываются от образной репрезентации, но вместе с тем стремятся избегать непосредственной реакции на реальность, исповедуя специальность, концептуальность и проекцию».
Далекие от стандартов гламура, женские образы на картинах Петра Романчука созданы им в настолько своеобразной художественной манере, что не прошла незамеченной рядом известных искусствоведов, среди которых и доктор наук Орест Голубец. По его признанию, по оригинальности изобразительная техника Романчука практически не имеет себе равных. По крайней мере, среди представителей современной художественной школы Западной Украины. При всей простоте сюжетов Петра Романчука он пишет своих женщин-вамп, мистических амазонок и арлекинов не при помощи привычных штрихов или мазков, а как бы сплетает их из густой рельефной полихромной паутины вертикальных и горизонтальных линий. «Многие годы я потратил на поиски оригинального способа художественного самовыражения, испытывая на прочность множество разнообразных техник»,— признается Петр Романчук.
«Художественная интерпретация рекламных сюжетов на картинах Романчука подтверждает известный факт, что современное искусство по своей сути бесконечно разное. Каждый раз нам предоставляется отличная возможность открывать для себя еще одно его новое измерение,— говорит Орест Голубец.— Во многих произведениях Петр как бы играет с цветом, балансируя на грани абстрактной и фигуративной живописи». Искусствоведы отмечают способность Романчука запечатлевать движение, редкий дар, которым наделены немногие. «Конфликт человека и робота, компьютера и живой мысли, схемы и импровизации автор реализует в присущих ему чрезвычайно интересных подвижных изобразительных формах»,— отмечает и арт-критик Николай Кротенко.
В свою очередь, загадочные и чувственные символические абстракции Михаила Радя отражают его стремление открыть потайные законы, на основе которых построен и развивается наш мир. В числе выразительных средств творческого языка Михаила Радя — инсталляция, ready-made объекты и видеоарт. В твердом отказе от следования проторенными дорогами, по максимуму исключая вероятность эпигонства, Радь солидарен со своим львовским коллегой по цеху. Насколько в своем творчестве ему удается избавиться от каких-либо влияний, судить зрителю, но медитативная ностальгическая образность Михаила Радя мало кого способна оставить равнодушным.