Искусствоведы сравнили Вакуленко с Кандинским
Галерея «Пит-Арт», недавно открывшаяся в самом центре Киева, заявила о себе организацией персональной выставки художника Юрия Вакуленко «Возвращение в будущее». Независимо от замысла ее устроителей новая экспозиция, безусловно, станет событием для столичной художественной жизни.
Право утверждать, что выставка работ Юрия Вакуленко стала событием, прежде всего дает тот факт, что галерея «Пит-Арт» предоставила возможность познакомиться примерно с тридцатью работами художника, представляющими все периоды его творчества, начиная с 1984 г. и вплоть до самых последних произведений. Само на первый взгляд весьма загадочное название выставки «Возвращение в будущее» хоть и лаконично, но как нельзя лучше объясняет ее идею: ведь приурочена она к возвращению живописца к непосредственному творческому процессу после девятилетнего перерыва.
Живописные абстрактные полотна Юрия Вакуленко (некоторые специалисты называют этот стиль неоконформизмом) пользуются немалым спросом не только у коллекционеров, но и просто ценителей современного искусства. Нередки случаи, когда на отечественных аукционах, в частности «Корнерс», за право приобрести ту или иную картину Вакуленко разгорается настоящая борьба.
На первый взгляд более чем странным выглядит то, что директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко отметился выставкой в мало кому известной художественной галерее. Но это справедливо лишь в том случае, если не принимать во внимание, что ее руководство считает себя учениками мастера. «Это такой кайф, когда ты сам ничем не занимаешься и позволяешь себе расслабиться, а всю работу по организации и оформлению выставки, наконец, берут на себя другие»,— сказал «i» Юрий Вакуленко.
Искусствовед Николай Хоменко считает, что техника владения кистью у Вакуленко близка манере, при помощи которой написаны многие импровизации и композиции Василия Кандинского. «Совершенно очевидно, что при смелом использовании широкой художественной палитры и технических приемов Вакуленко обладает тонким чутьем тех границ, которые отделяют настоящее искусство от лубка»,— считает господин Хоменко.
Первые абстрактные полотна, написанные Кандинским в период 1910-1911 гг., заложили основы нового направления в искусстве как вызов реализму и, по мнению представителей этого течения, царящему в изобразительном искусстве того времени духу материализма. Кандинский разработал теорию формы, согласно которой каждый цвет, линия и геометрическая фигура может вызвать у человека самые разные, совершенно реальные зрительные, звуковые, вкусовые и прочие ассоциации. В наши дни яростные критики этого направления называют его неоконформизмом, отказывая ему в праве быть причисленным к подлинному искусству. В свое время в нацистской Германии выражались более откровенно, приводя произведения видных деятелей абстракционизма и модернизма в качестве примера разлагающегося «дегенеративного» искусства.
Очевидно, что несмотря на мировое признание, спорам об абстракционизме не суждено утихнуть и в наши дни, хотя стоимость работ этих художников неизменно достигает рекордно астрономических сумм на мировых аукционах.
«С самого начала Василий Кандинский предупреждал: абстрактная живопись — это сложнейший вид искусства»,— свидетельствует вдова художника Нина Кандинская.— Художник должен прекрасно рисовать, обладать чувством композиции и при этом прежде всего быть поэтом, так как существует большая опасность, что он начнет все время повторять одни и те же мысли и формы. Тогда его живопись превратится в орнамент, станет декоративным искусством».
Интересно, что произведения современных художников-неоконформистов собирают многие известные люди, в частности, дирижер оркестра «Виртуозы Москвы», скрипач Владимир Спиваков. «Я коллекционирую живопись XX века, а сейчас увлекся неоконформистами, особенно шестидесятниками и семидесятниками. Все, что мне нравится, что мне близко, что вызывает во мне ответную реакцию. Ведь важно, чтобы было эхо. Предчувствие притяжения»,— сообщил он в одном из недавних интервью.