Вильям Мак-Дугалл: «Лондон еще не готов к восприятию современных украинских художников»

27 января 2010, 0:08
no image

Основатель и директор британского аукционного дома MacDougall’s рассказал о перспективах украинского contemporary art в Европе

Также Вильям Мак-Дугалл побеседовал с «i» о причинах появления большого количества подделок, результатах продаж и особенностях торговли произведениями русского искусства.

Вопрос: Насколько сильна сегодня конкуренция между аукционными домами Великобритании — Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s?
Ответ: Зачастую мы вступаем в соперничество за одни и те же художественные произведения, за право выставить их именно на своем аукционе. В борьбе за владельцев предметов, предоставляющих их на продажу с аукциона, древней истории наших конкурентов, таких как Sotheby’s, мы противопоставляем высококачественные услуги специалистов MacDougall’s. Давно зарекомендовавшим себя в аукционном мире именам мы способны составить конкуренцию нашими глубокими знаниями русских и украинских особенностей, а также отличным владением этими языками. Персонал MacDougall’s не только свободно говорит на русском и украинском, но и обладает всеми необходимыми особыми деловыми связями на местах для достижения успеха. При этом у нас те же покупатели; преимущественно это люди, для которых русский и украинский языки являются родными.

В: Каков реальный нынешний рейтинг MacDougall’s Auction House в Европе и в мире в целом? Ваше мнение о критериях такой оценки.
О: Мы являемся одним из пяти ведущих аукционных домов в Англии. В декабре 2009 г. по итогам Русской недели MacDougall’s перекрыл все уровни продаж русских и украинских картин, которые достигли Christies, Sotheby’s и Bonham’s. К этому красноречивому факту мне добавить нечего.

В: По какой причине MacDougall’s Arts Ltd. работает исключительно только с русскими и украинскими художественными произведениями и другим антиквариатом?
О: Дело в том, что директора-основатели MacDougall’s занимаются коллекционированием русского и украинского искусства уже в течение примерно 15 лет. Таким образом, это позволило нам досконально изучить как само искусство, так и этот рынок в целом. Узнав, кто является на нем важнейшими игроками, мы установили надежные связи с крупными дилерами и коллекционерами. Кстати, для успеха любого бизнеса важно сконцентрировать деловую активность в определенной нише. Мы выбрали свою.

В: Какой наивысший уровень совокупного дохода и чистой прибыли, которые когда-либо были достигнуты в результате торгов на MacDougall’s?
О: Начиная с 2005-го, все наши аукционы прибыльны. Наибольшего уровня продаж, превысившего $24 млн., мы достигли в июне 2008 г. (пик торгов на рынке русского и украинского искусства).

В: Какова степень развития украинского арт-рынка? Развивается ли он в правильном направлении, и насколько успешно функционирует?
О: Я могу сказать о Киеве, где, по моему мнению, поддерживая украинских художников, вполне процветают галереи. Правда, вследствие кризиса развитие современного искусства несколько приостановилось, но ситуация начинает меняться к лучшему.

В: Что вы можете сказать об уровне украинского изобразительного искусства, достигнутого отдельными его представителями во времена Российской империи, СССР и современной Украины?
О: Такие украинские художники, как Ларионов, Экстер, Баранов-Россине, Архипенко, Бурлюк, Малевич и многие другие, являются важными фигурами в развитии мировой истории искусств, да и всей мировой культуры. Поэтому мы работаем с ними на наших аукционах. Мы также выставляли на торги и произведения современных украинских художников, в частности, Арсена Савадова, но убедились, что арт-рынок в Лондоне еще не готов к этому, недостаточно подготовлен для их восприятия. Многим современным украинским художникам лучше рассчитывать на продажи у себя на родине в местных галереях, где покупатели давно их знают, по крайней мере, до того времени, пока они не получат более или менее широкую известность в международном масштабе.

В: Почему MacDougall’s отказался от организации в 2009 г. предаукционной выставки в Киеве, как это было в 2008-м в столичном Музее русского искусства?
О: В 2009 г. мы вообще не проводили ни одной выставки вне Лондона, приняв решение, что в течение экономического кризиса лучше всего заняться поддержкой качества наших каталогов, одновременно сократив расходы на организацию заграничных выставок. Однако в будущем мы намерены вновь провести выставки в Киеве и в Москве.

В: Среди искусствоведов, коллекционеров и арт-дилеров в Украине и России существует стойкое мнение, что на мировом рынке циркулирует громадное количество подделок произведений русского и украинского искусства (особенно фальшивых предметов так называемого русского авангарда). Так ли это?
О: Фальшивки и ложное атрибутирование — это главные проблемы всех произведений искусства, без исключения, не только русского или украинского. По моему мнению, этот фактор приобрел особое значение и важность именно в государствах бывшего Советского Союза вследствие той спешки, с которой новые богачи стали создавать свои коллекции. Естественно, что в таких условиях некоторые коллекционеры стали допускать болезненные ошибки.
На MacDougall’s мы крайне тщательно и осторожно подходим к отбору работ, категорически отвергая большинство из тех, которые вызывают малейшие сомнения в их подлинности, пусть даже они по всем признакам выглядят настоящими. Для обеспечения безусловной надежности атрибуции мы приглашаем лучших экспертов России и Украины и при необходимости проводим также и химический анализ. Таким образом, приобретая работы на международных аукционах, коллекционеры всегда находятся в большей безопасности. Прежде всего, потому, что аукцион — это публичное событие. Накануне, в течение целых двух месяцев, его будущие участники могут тщательно рассмотреть все произведения, выставляемые на торги, обсудив их и связанные с ними спорные вопросы. Мы, как и все другие аукционные дома-лидеры, также предоставляем все необходимые гарантии.

В: По итогам 2009 г. продажи русских икон достигли очень высоких результатов практически на всех британских аукционах. Временный ли это интерес, что-то вроде всплеска моды, или долговременная тенденция? Каков ваш прогноз на 2010 г.?
О: Русские и украинские иконы — это растущий сегмент мирового арт-рынка, и в этой связи мне приятно отметить, что успешное проведение двух важнейших торгов прошлого года увенчалось созданием нашего специального Отдела икон (Icon Department).

В: Правда ли, что большинство покупателей MacDougall’s — это бывшие граждане СССР? Не намерены ли вы по этой причине организовать в этом году хотя бы пробный аукцион в Украине? Выгодно ли это?
О: Действительно, более чем 90% наших покупателей родились в бывшем Советском Союзе и разговаривают на русском или украинском языках, хотя для них может быть характерно этническое разнообразие. У большинства из них — основной бизнес в Москве и Киеве, однако при том, что они могут покупать живопись для своих домов в Лондоне или во Франции, более половины всех покупок все же увозится в Россию или в Украину.
Так как большинство поставок на аукционы поступают с Запада, мы можем говорить о возвращении культурного наследия на родину. Центром торговли для русского и украинского искусства является Лондон, так же, впрочем, как и для французского и голландского, как для международного банковского дела и страхования.
В настоящее время все наиболее дорогие русские и украинские картины, продающиеся на аукционах, продаются скорее в Лондоне, нежели в Москве или Киеве,— так же, как и самые дорогие французские работы скорее продаются в Лондоне, чем в Париже. Мы думаем, что такое положение вещей некоторое время останется неизменным, но если рынок будет перемещаться в направлении Москвы и Киева, мы готовы двигаться вместе с ним.

В: Принимают ли украинцы непосредственное участие в торгах MacDougall’s и других аукционов в Лондоне? Если так, то насколько активно?
О: Да. Украинские коллекционеры — это всегда очень важная часть участников нашего арт-рынка — четверть, а может, и более. Именно по этой причине MacDougall’s был первым и до сих пор является единственным из всех западных аукционных домов, имеющих полноценное представительство в Киеве. Наши топ-менеджеры регулярно посещают украинскую столицу, здесь мы постоянно проводим приемы. Известно, что и наша главная зарубежная выставка в октябре 2008 г. прошла тоже в Русском музее в Киеве.

В: Откуда, как правило, поступают предметы, выставляемые на аукцион? Каково их происхождение?
О: Большинство из западных стран — США, Франции, Израиля, Германии, Скандинавии, Латинской Америки и даже из Пакистана. Хотелось бы заметить, что Россия и Украина в течение почти 90 лет — начиная с 1910-го по 2000 гг.— в основном вывозили произведения искусства, поэтому совершенно не удивительно, что за их пределами все еще находится множество ценностей.

В: Можете ли вы предложить ваш вариант топ-листа русских и украинских художников, для чьих работ характерна вневременная ценность; которые доказали свою коммерческую успешность на аукционах MacDougall’s и в мире?
О: Это Репин, Коровин, Петров-Водкин, Сомов, Маковский, Серебрякова и Айвазовский. Произведения этих художников неизменно становились нашими топ-лотами и чаще всего раскупались украинцами.

В: Не припомните ли нескольких наиболее интересных русских художников, некогда знаменитых, а ныне преданных полному забвению? Почему это произошло?
О: Художники эмиграции, особенно те, о которых впервые узнали на Западе,— из Украины и России. Такие мастера, как Терешкович, Кузнецов, Мане Кац, Ланской, Стерлинг и Арапов, были в свое время совершенно несправедливо проигнорированы…

В: Можете ли вы предсказать, как будет развиваться арт-рынок в ближайшие два-три года?
О: Арт-рынок ощутил наибольшее влияние экономического кризиса на аукционах в ноябре 2008 г., особенно пострадав именно в это время. Для возвращения к пиковым показателям объемов и результатов, достигнутых в июне 2008 г., необходимо полное выздоровление рынка. Впрочем, начиная с марта 2009 г., мы наблюдаем постоянный рост позитивных тенденций. Совершенно очевидно, что все самое худшее позади: хорошие работы отлично продаются! Тем не менее я считаю, что процесс полного восстановления рынка будет продолжаться в течение нескольких лет.

В: Как вы поступите в том случае, если в течение этого периода интерес к русскому искусству снизится или исчезнет?
О: Мы планируем расширять наше присутствие на рынке русского и украинского изобразительного искусства и фотографий. Кроме того, мы готовы рассмотреть вопрос выхода на иные арт-рынки, если это не потребует принесения в жертву нашего основного бизнеса.

_____________________

Вильям Мак-Дугалл — директор и соучредитель (вместе со своей женой Катрин, уроженкой Москвы) Аукционного дома MacDougall’s — родился в Канаде в 1955 г.
Занимал должность главного специалиста по инвестициям в программе TRW/Lucas Pension Scheme, оперировавшей фондами в объеме 4 млрд. фунт стерлингов, и развивал свою карьеру в качестве ведущего экономиста и топ-менеджера в сфере инвестиционного бизнеса. Имеет высшее экономическое образование (закончил университеты Stanford и Oxford). По собственному признанию, у него на четверть русские корни. Занимается коллекционированием произведений русского и украинского искусства в течение последних пятнадцати лет. Ныне MacDougall’s Auctions является одним из трех ведущих аукционных домов мира, специализирующихся на русском и украинском искусстве.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
2 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
RESEVER
14 лет назад

Мна нравится, что данный вопрос обсуждается… Буду навещать чаще.

Klifentak
14 лет назад

Нравится мне, когда люди могут доходчиво и на доступном языке донести свои мысли до читателей. Спасибо огромное. Я получил истинное удовольствие, читая Вас.

Все статьи