Коллекционерам украинских икон нет смысла посещать крупные европейские аукционы
Прошедшая неделя ознаменовалась тенденцией стойкого интереса к славянской иконописи, четко проявившейся на ведущих европейских аукционах. На недавно состоявшихся торгах MacDougalls и Bonhams отмечены значительные превышения эстимейтов, установленные на русские иконы разных периодов. Вот и в киевской галерее «Дукат» до 20 января открыта экспозиция «Украинская икона XVII — XIX столетий», представляющая около 40 образцов сакрального искусства, характерных для различных регионов нашей страны.
«Происходит что-то просто невероятное,— комментирует резкий всплеск интереса к иконам на западном рынке владелец «Дуката» Леонид Комский.— Сейчас их везде разбирают, как горячие пирожки». Действительно, такой бум свидетельствует о том, что инвестиционная привлекательность православной иконописи вновь устремилась к пиковым уровням. Вот и столичная галерея «Дукат», не только следуя в русле мировых законодателей моды на антиквариат, но и во многих чертах идя в авангарде спроса и своим предложением даже формируя его, организовала выставку поистине выдающихся образцов украинской православной живописи. При этом, по мнению господина Комского, ныне нашим ценителям и собирателям икон нет особой надобности выезжать за пределы родины в поисках раритетов, да и галерейщикам там нечего делать. В частности, такие галереи, как «Дукат» своим предложением по части украинских икон бросают вызов монстрам западного антикварного рынка, предлагая по-настоящему уникальные вещи.
«В наши дни икона имеет универсальное функциональное предназначение. Она и «святой образ», и произведение искусства, а также объект коллекционирования и антикварной торговли,— утверждает художественный руководитель иконописного центра «Русская икона» Елена Князева.— Интересно, что в течение последнего времени западные коллекционеры несколько поменяли свои приоритеты по отношению к православной иконе. Если раньше они охотились только за старинными вещами, то теперь нередко охотно покупают и современные, как бы приобщив русскую иконопись к понятию contemporary art».
Украшением нынешней коллекции «Дуката» стали исключительные по уровню письма волынские иконы ХVІІ в. «Святая Параскева Пятница», «Господь Вседержитель» и «Тайная Вечеря»; «Благовещение» и «Собор Архистратига Михаила» из Галичины, и «Господь Вседержитель» из Жовквы. Уже в иконах из Западной Украины явственно ощущается влияние католических религиозных канонов, проявляющееся в характерной манере письма, антураже и выражении божественных лиц, в целом не свойственном православным «византийским» ликам, часто более строгим и аскетичным или наоборот, более «домашним». Таковы увенчанная короной «Богородица Невянущий Цвет» и «Мария и Анна с младенцем Иисусом», чьи одеяния достаточно светски и напоминают платья эпохи Возрождения.
Эпоха барокко обогатила украинскую иконопись сюжетной метафоричностью и усложненным символизмом, граничащим с мистикой. Этот стиль представлен в «Дукате» памятниками иконописи ХVІІІ в. из центральной Украины — «Великомученица Варвара», «Святой Николай» и «Царь на троне». Очевидно, что при этом украинские иконописцы фривольно наделяли изображаемых ими святых персонажей земными и узнаваемыми этническими народными чертами. Известно, что начиная с ХVІІ в. и вплоть до самого ХХ в. генератором новых творческих идей в украинской иконописи стала Киево-Печерская лавра. Идя в русле новых западных веяний, художники все же переосмысливали этот опыт, интерпретировав его в нужном направлении. Последний крупный исторический период, демонстрируемый на выставке,— это иконы ХIХ в., представленные характерными для Киевщины образами «Благовещение», «Успение Богородицы», «Новозаветная Троица» и другими. Завершают экспозицию иконы начала ХХ в. «Архангел Гавриил» и «Архистратиг Михаил», в которых уже отмечается влияние стилистики модерна.