Коллекционер военно-исторической миниатюры рассказал «i» о том, как детское увлечение может превратиться в бизнес
Вопрос: Как вы пришли к коллекционированию солдатиков? Как все это началось?
Ответ: Само коллекционирование миниатюр оловянных солдатиков — это сравнительно новое течение. Оно появилось примерно в 1970-х гг. Конечно, и раньше были солдатики, но в основном чисто игрушечные, они не имели такой конкретной привязки к исторической правде и качеству исполнения.
У меня же все началось не с солдатиков, а с увлечения судомоделированием. Да и сейчас солдатики (правильное название — военно-историческая миниатюра) — это не ключевое мое увлечение, ведь моделирование по-прежнему остается на первом месте. Когда-то путешествуя по Европе, зашел в магазин, где продают модели самолетиков, танчиков и т.д., и был несколько удивлен тем, что он сильно отличается от подобных ему в Украине. Ассортимент совершенно другой. Огромное количество наборов, миниатюра (солдатики) — крашеная и некрашеная. Кончилось это тем, что я купил себе несколько готовых раскрашенных миниатюр просто для украшения интерьера.
Вернувшись в Киев (появилось желание приобрести еще что-то, начал предметно искать), я думал, что без труда смогу пополнять свою коллекцию, но обнаружил, что это в наших условиях практически невозможно. Люди, которые сделали свои приобретения подобно мне, по сути, случайно, разочаровавшись, поняли, что оно им не надо, и постепенно распродали свои миниатюры. Собственно, тогда я и пришел к серьезному коллекционированию солдатиков, что практически совпало с началом соответствующего бизнеса. Я понял, что это увлечение может быть интересно здесь не только мне, поэтому собирать я начал параллельно с ведением бизнеса, и моя коллекция росла по мере его развития. Все произошло как бы спонтанно…
В: Ваш интерес к коллекционированию военно-исторической миниатюры привел к основанию вполне успешного бизнеса, в котором вы, как говорится, заняли свою, свободную, никем не занятую и не освоенную нишу. Насколько он перспективен?
О: Понимаете, коллекционирование солдатиков — это ведь не просто собирательство фигурок. Приходится глубоко изучать разные науки, в первую очередь историю — современную, древнюю. Это настоящая экзотика. Получаешь огромное эстетическое удовольствие от того, что собираешь такие вещи, о которых многие не имеют ни малейшего понятия. В нашей стране уже сегодня немало людей всерьез увлекаются этим видом коллекционирования, и, думаю, будет еще больше. По поводу успешности бизнеса, могу сказать, что хоть прибыль и невелика, но стабильна, работаем в плюс.
Многие удивляются: почему столько стоит та или иная миниатюра? Что у нее, плащ сделан из серебра или золота? А когда начинаешь объяснять, что они несут исключительно художественную ценность, как картина, не материальную… Хотя к тому, что картина у нас может стоить сколько угодно, у нас уже привыкли. Но и миниатюра может стоить точно так же — сколько угодно, потому что есть миниатюры, которые расписываются эрмитажевскими реставраторами, и это, действительно, произведение искусства, это очень круто.
В: Сложно ли пополнять коллекцию? Совершенно непонятно, где вы находите эти предметы.
О: На самом деле производителей военно-исторической миниатюры по всему миру очень много.
В: Но не в Украине же?
О: И в Украине тоже их много! Практически любой коллекционер, который серьезно занимается покраской миниатюры, неизбежно приходит к этапу, когда что-то самому нужно дорабатывать. Например, не устраивает форма или оружие, еще что-то. Это может быть свое, личное понимание истории, когда видишь, что та или иная деталь амуниции не аутентична — так не было. И приходится доделывать или переделывать некоторые вещи.
В: На какой базе проверяется аутентичность? Что дает основание подтвердить или опровергнуть ее, и как в этом случае избежать риска ошибок, дилетантизма?
О: В своем большинстве, подавляющем, коллекционеры миниатюр — это знатоки, люди, серьезно увлекающиеся историей. В силу своих знаний и опыта они вправе считать, что, например, у некоего гусара была именно такая вот сабля или винтовка, а не какая-нибудь другая. Они точно знают, что темляк на сабле был вот такой, а не какой-то другой…
И вот когда люди начинают создавать эти скульптурки, то они ясно представляют себе их предназначение. Либо фигура нужна им для создания диорамы, либо она должна вписаться в какой-то фрагмент битвы на Днепре. И они берут полуготовые наборы или начинают сами создавать скульптуры. Если это у них получается хорошо, то постепенно они начинают делать свои, авторские работы. Есть авторы, у которых там пять-семь работ, но их знают, их произведения специально разыскивают и покупают. Когда это занятие переходит на профессиональную основу, то есть в том случае, когда создаются 200-300 моделей, можно говорить о настоящем производстве.
Сегодня в Украине насчитывается около 15 заслуживающих внимания частных производителей военно-исторических миниатюр, работы которых продаются на eBay и в других структурах, в их числе — три компании (все с полным циклом производства). Вообще-то военно-историческая миниатюра — это довольно широкое понятие. Сюда попадают и танки, и самолеты, и все остальное. Но все же правильнее было бы отделять одно от другого. Моделирование техники — это одно, а оловянные солдатики — это подлинная военно-историческая миниатюра. Кстати, название «солдатики» — не совсем правильное. Все-таки под этим словом подразумевается нечто игровое, а на самом деле — это вещи, с которыми особо не поиграешь.
Производителей миниатюры в мире очень много. Только лишь в нашем магазине их представлено более 70, а в целом их минимум раза в четыре больше.
В: Насколько критичны размеры фигурок и материалы, из которых они изготавливаются? Существуют ли определенные стандарты или есть широкое поле для фантазии и разнообразия?
О: В миниатюре стандартный и самый распространенный масштаб — 1:32 (54 мм). В отличие от техники (танков и т.п.), где масштаб — 1:35. Конечно, создают фигуры и других размеров, но это уже, скорее, отклонения от общепринятых правил.
Обычный, стандартный материал для изготовления миниатюр — это белый металл, как все пишут, то есть оловянный сплав, причем у каждого производителя — свой состав. Но, по сути, все эти смеси создаются на основе пищевого олова. Чем больше масштаб (начиная с 90 мм), тем больше используется так называемых смоляных деталей (что-то вроде специальной непрозрачной, белой эпоксидки). Это вызвано тем, что в больших фигурах необходимо подчеркнуть много деталей, вплоть до выражения лица, морщин, изгибов ткани, орденов на мундире и т.д., а металл не столь пластичен, он не так хорошо проливается.
В: Способ производства — это литье? То есть как обычно при этом процессе — делается форма и в нее заливается металл.
О: Да. Но в самом начале скульптор создает мастер-модель.
В: Впоследствии это авторство скульптора обозначается, сохраняется, имя его где-то фиксируется?
О: Всегда. На упаковке производителя написано: скульптор такой-то, и также указывается, кто художник, кто раскрашивал миниатюру, которая представлена на обложке.
В: Иными словами, ясно, кто мастер, и в этом уже заключается компонент искусства.
О: Да. При этом есть разные мастера. Известностью пользуется российский мастер Серебряков, который создает скульптуры для разных производителей. В таком же ключе работает итальянец Андреа. Есть производители, которые делают свои, авторские миниатюры, а есть и другие, которые работают на заказ, поддерживая уже принятую стилистику фирмы.
В: Авторство влияет на стоимость исторических миниатюр, как это происходит с живописными произведениями, художественной скульптурой?
О: В рамках одной компании однозначно нет. Да и в целом цена от авторства практически не зависит.
В: Коллекционирование солдатиков — это дорогое удовольствие? Скажем, человек захочет заняться этим, на какие затраты ему рассчитывать?
О: Существуют совсем дешевые производители, продукция которых вполне доступна каждому. Они делают неплохую миниатюру, но она цельнолитая, состоит не из кусочков — отдельных деталей, и ее труднее раскрасить. Есть производители (например, «Екатеринбургская миниатюра»), которые выпускают продукцию, считающуюся самой недорогой, но вполне качественной. Одна фигурка в розницу обойдется в сумму около 55 грн. Надо учитывать, что мы говорим о «голой», нераскрашенной миниатюре. По сути, стоимость самых дешевых солдатиков в масштабе 54 мм начинается от 50 грн., с верхним ценовым пределом (для пешей фигуры) примерно в $45 (или 400 грн.). Для кавалериста — в два раза дороже. Есть и всякие экстранаборы, которые содержат две или три головы или несколько шлемов. У именитых мировых производителей миниатюра стоит от $30-40 за единицу, плюс специальная акриловая краска и кисти.
В: В чем прикол того, что фигурки продаются нераскрашенными? Получается, что они нечто вроде полуфабрикатов?
О: Тут два момента. Есть чистое собирательство, когда человек покупает готовую продукцию с коллекционной целью,— таких наберется от силы 5% от общего числа. Подавляющему же большинству коллекционеров миниатюрок особое удовольствие и интерес доставляет сам процесс собственноручного раскрашивания фигурок, здесь уже элемент какого-то хобби, что ли. Вот они-то и покупают некрашеную или наполовину крашеную миниатюру (так называемый basic level). Кроме того, готовая, раскрашенная фигурка стоит значительно дороже. Ведь самое дорогое в процессе производства миниатюры — это покраска. Стоимость готовой фигурки начинается от 300 грн., а качество такой покраски зачастую оставляет желать лучшего. Хороший уровень — это 800-1000 грн.
Миниатюра размером 54 мм, раскрашенная на высшем качественном уровне, стоит от 1,5 до 2 тыс. грн. А вообще-то верхнего предела для фигуры авторской работы не существует. У меня есть авторская (не эксклюзивная!) миниатюра, сделанная мастером из Санкт-Петербурга (54 мм), стоимостью $800. Но продать сегодня в нашей стране этого солдатика за такую же сумму просто нереально. Может быть, только когда пройдет 50 лет, тогда что-то изменится.
Я сам крашу миниатюры, понимая, что делаю это хуже, чем обычные художники. Поэтому у меня есть коллекционные миниатюры, которые я красил под заказ на максимально качественном уровне или приобрел уже готовыми, раскрашенными. Их я могу поставить себе на витрину, и они, как картины, могут стоить по-разному.
В: Интересна ли историческая миниатюра с точки зрения инвестиционной привлекательности? Может ли такая хорошая, качественно подобранная коллекция стать выгодным вложением капитала? Допустим, если человек захочет продать такого рода коллекцию, то будет ли она вообще востребована на рынке и в какой мере?
О: В рамках нашей страны, наверное, она останется невостребованной, и, соответственно, это плохое вложение капитала. В мировом масштабе, за пределами Украины, в Европе или Соединенных Штатах продать можно. Там все это гораздо более популярно. К примеру, один увлеченный человек заказал себе кусок битвы при Ватерлоо со всеми подробностями (мой знакомый из России выполнял этот заказ за EUR50 тыс. в течение пяти лет) и отвел для этого целую комнату. Есть магазины, которые сосредоточены сугубо на миниатюрах. В Украине же это не будет хорошим вложением денег, потому что нет у нас понимания того, почему это должно стоить денег.
Всем хочется, чтобы эта штука имела материальную ценность. Но материальной ценности в этих предметах, по сути, нет никакой, кроме разве что металла и краски. Ну вот если бы какой-то там алмазик в глаз солдатику вставить, тогда совсем другое дело.
Так и получается, что в пределах Украины с выгодой продать это практически невозможно. Сейчас, в кризис, к нам в магазин приходят люди, которые хотят продать свои коллекции, и продают дешевле.
В: На западных аукционах выставляются подобные коллекции?
О: Да. И выставляются, и продаются, но в основном в интернете.
В: Может ли увлечение исторической миниатюрой параллельно сопровождаться интересом к милитари, то есть к коллекционированию подлинных исторических мундиров, шлемов, касок, погон, оружия и т.д.?
О: В большинстве случаев да. Если человек интересуется Первой или Второй мировой войной, то это всегда, на 100% идет параллельно. Если это какая-то древняя эпоха, Греция или Рим, то тут, понятно, сложнее. Этому способствует тот факт, что, как правило, к коллекционированию миниатюр люди приходят из истории.
В: Чем вы объясняете странный интерес некоторых коллекционеров к собиранию милитари периода нацистской Германии, воинских наград вермахта, знаков отличия СС и тому подобной атрибутики, особенно проявившийся в последние годы?
О: Дело в том, что в последнее время в Украине появилось множество литературы, в которой говорится о том, что нацистская армия была не совсем такой, о какой нам рассказывали в школе. А те коллекционеры фашистской атрибутики, с которыми мне приходилось общаться, восхищаются скорее не идеологией, а структурой германской армии того времени, тем, как она была построена. Это была машина, которая работала безотказно; люди, которым военная тематика близка, не находят сейчас других аналогов по эффективности и работоспособности. Многие, может быть, не то чтобы симпатизируют какому-то диктаторскому режиму, наподобие гитлеровского, а просто соскучились по волевым людям при власти.
В: Парадокс в том, что у нас нет людей, которые столь бы рьяно увлекались советской военной тематикой.
О: Есть, просто они не так в глаза бросаются. Это молодые люди в возрасте примерно 20-30 лет, и, понимаете ли, увлечение советской тематикой, оно не такое… показушное. Могу с уверенностью сказать, что у нас миниатюры военной техники Советской Армии покупают больше, чем нацистской, японской или там итальянской, британской. Но на втором месте — немецкие фашисты, они действительно востребованы.
_________________
Андрей Евгеньевич Шавловский родился 20 декабря 1980 г. в Киеве. Закончил факультет информатики и вычислительной техники КПИ. Работал программистом и в сфере продаж компьютерной техники. Ныне, как частный предприниматель, занимается собственным бизнесом под лейблом Model Kits: поставляет в Украину продукцию хобби-тематики (модели, миниатюры военной техники и т.п.) и торгует ею. Женат, воспитывает ребенка.