Писательские премии не отражаются на коммерческой успешности написанных книг
В Харькове завершился XI Международный фестиваль фантастики «Звездный мост — 2009». Гран-при фантастических конвентов «Философский камень» за «выдающиеся заслуги перед ее величеством фантастикой» получил российский писатель Святослав Логинов. Первой премией в номинации «Крупная форма» был награжден россиянин Сергей Лукьяненко за книгу «Недотепа», а чета Марина и Сергей Дяченко заняла второе место в номинации «Циклы, сериалы и романы с продолжением» с книгой «У зла нет власти».
Такой результат голосования участников фестиваля и членов жюри оказался вполне предсказуемым. Писатель-фантаст Олег Ладыженский (совместно с Дмитрием Громовым работает под псевдонимом Гери Лайон Олди) отметил, что для него уже на протяжении многих лет имена призеров вполне очевидны. «Предсказуемость победителей касается не только украинского фестиваля, но и в принципе всех подобных форумов в СНГ,— прокомментировал «і» фантаст.— В этом жанре есть определенные лидеры (правда, их немного), которые довольно успешны и популярны».
Характерной же особенностью этого фестиваля стал тот факт, что двое из трех награжденных фантастов-дебютантов представили на конкурс книги, написанные в соавторстве с известными писателями. Так, первое место в номинации «Дебют» получила работа Катерины Шаинян «Жизнь чудовищ», написанная совместно с Дмитрием Колоданом, а обладателем «Бронзового кадуцея» стал Виталий Обедин, написавший в соавторстве с Шимуном Врочеком «Дикий талант». По словам господина Ладыженского, это является абсолютно нормальной практикой: так новички могут о себе заявить в сложившихся жестких реалиях. «Не стоит думать, что кто-то просто примазался к известному имени,— продолжил писатель.— Если внимательно проследить, то соавторами выступают те писатели, которые сами дебютировали в прошлом году. Поэтому все они, по сути, дебютанты». (Дмитрий Колодан в прошлом году с книгой «Другая сторона» занял второе место, а Шимун Врочек получил «Золотого кадуцея» в 2006 г. за дебютную книгу «Сержанту никто не звонит»).
Однако полученные премии и номинации на подобных фестивалях, как правило, не отражаются на дальнейшей коммерческой успешности и популярности премированных книг. «В период фестиваля интерес к представляемым книгам, естественно, возрастает, но ненадолго: как только форум заканчивается, сразу падает и интерес,— прокомментировал «і» генеральный директор издательства «Фолио» Александр Красовицкий.— На уровень продаж ни киевские, ни харьковские, ни московские премии существенно не влияют, поскольку они не настолько раскручены и авторитетны, как, например, премии «Небьюла» и «Хьюго». Но, несмотря на это, по словам господина Красовицкого, издательство обязательно делает маркировку на книгах о том, какие премии и призы она получила. Разделяет это мнение и Олег Ладыженский: «Что касается влияния подобных премий и номинаций на успешность продаж, то они в нашей стране практически никак не сказываются. У нас абсолютно неразвита система оповещения, как, например, в США или странах Европы, практически нигде нет об этом информации, поэтому читатель просто не знает, что книга премирована». Кроме того, и Красовицкий, и Ладыженский отмечают, что магазины, которые занимаются распространением, зачастую игнорируют такие вещи: «Нет квалифицированного персонала, который был бы в курсе происходящего и выставлял такие книги на видное место или оформлял каким-то образом стенд».
Тем не менее этот жанр крепко держит свои позиции. По словам фантаста Ладыженского, это 13-15% всего книжного рынка. «За последний год в связи с кризисом количество продаж книг в принципе уменьшилось. Но если говорить о жанрах научной фантастики и фэнтези, то популярность этих направлений не снизилась,— прокомментировала «i» пиар-менеджер издательства «Эксмо» Дарья Король.— Аудитория этих жанров — очень стойкая в своих приоритетах, несмотря ни на что, она как читала эти книги, так и читает. Здесь можно говорить разве что о том, что некоторые поклонники стали покупать те же самые книги в более дешевом варианте». Разделяет мнение Дарьи Король и гендиректор издательства «Фолио». «Во время кризисного периода упали продажи книг преимущественно в среднем ценовом сегменте вне зависимости от жанра (50-100 грн.). Дешевые и дорогие издания продаются практически без изменений, стабильно. Поскольку фантастика часто публикуется в низшем ценовом сегменте, то кризис на ее популярности нисколько не сказался, здесь уже многие годы наблюдается стабильный спрос»,— отметил Александр Красовицкий.
Кроме того, в издательстве «Эксмо» за последние десять лет наблюдают даже некоторый рост. «Из четырех редакций издательства «Эксмо» одна занимается исключительно жанрами фантастики, фэнтези и мистики,— констатировала Дарья Король.— Также публикуется значительно больше именно российских и украинских авторов (появилось больше авторов, больше сюжетов, больше поджанров и направлений), которые неизменно пользуются спросом у читателей, растут тиражи их книг. Так что можно говорить о том, что сейчас сегмент фантастики занимает 15-18% общего рынка».