Завтра в кинотеатре «Жовтень» стартует ежегодный фестиваль «Линия испанского кино»
Завтра в кинотеатре «Жовтень» стартует ежегодный фестиваль «Линия испанского кино»
Все ленты, снятые в 2007 г., демонстрируются с DVD-носителей на языке оригинала с украинскими субтитрами.
Программа фестиваля открывается мелодрамой известного режиссера Анхелес Гонсалес Синде «Только слово от тебя», которая была представлена сразу в четырех номинациях на премию «Гойя». Это хоть и оптимистичная, но сентиментальная и порой даже душещипательная история двух девушек. По-видимому, мир начинает уставать от женщин-вамп и зажравшихся красоток, днюющих и ночующих в кабаках, и взгляд кинематографистов все чаще обращается к простым людям труда с их хоть и непростыми, но интересными судьбами. Как иначе объяснить, что героинями фильма неожиданно стали подруги Росарио и Милагрос, обреченные на дворницкую работу. Перспектив никаких: денег в обрез, замуж не берут, да и в друзья к таким никто не набивается. Однако Роса и Мила не унывают и живут надеждой. Драма же состоит в том, что ни та, ни другая не видят выхода из заколдованного круга, предпочитая жить одним днем, надеясь на авось. И будущее их находит: все внезапно круто меняется…
Другие ленты убеждают в том, что испанцам подвластны все жанры, кроме скучного. В программу показа включены триллер «Воры», фильм-катастрофа «Перед гибелью» и комедия «Клуб самоубийц». Все они по-своему полезны, интересны и поучительны. История жизни Алекса из «Воров», удостоенных Специального приза жюри на кинофестивале в Малаге и приза «C.I.C.A.E.» на кинофестивале в Локарно, — это настоящая криминальная азбука. С малолетства, под зорким присмотром мамы Алекс начал бомбить фраеров тривиальной резкой сумок и потрошением карманов. Однажды маму посадили, и юный вор, после безуспешных попыток завязать, не только становится настоящим «профессионалом», но и «учителем», приобщая к делу любимую.
Черная комедия «Клуб самоубийц» в общем-то не очень веселая. Три парня озабочены мыслями, как бы побыстрее уйти… в мир иной. Решив встретиться и взаимообразно «помочь» друг другу в этом деле, они внезапно приходят к выводу, что можно таки еще пожить, неплохо зарабатывая на «помощи» потенциальным самоубийцам.
В отличие от предыдущих фильм «Перед гибелью», участвовавший в конкурсе Берлинского кинофестиваля и добившийся трех премий на фестивале в Малаге, уводит нас от земных проблем и призывает мыслить глобально, совместно поборовшись с надвигающимся на нашу планету гигантским астероидом, хоть и без шансов на успех…
Интересно, что наибольшие споры в кинотусовке вызвала единственная в программе мексиканская драма «Дефицит» — режиссерский дебют актера Гаэля Гарсия Берналя. Всего один день из жизни Кристобаля (Берналь), молодого богатого сноба из высшего сословия Мехико, расскажет о пустоте и бессмысленности безбедного, но абсолютно бесцельного существования: в вечеринке на загородной вилле его отца, известного политика, как в кривом зеркале отразится вся «прелесть» роскошной жизни. Похоже, что для сегодняшней Украины этот фильм гораздо более актуален, нежели все остальные, попавшие в программу фестиваля. В частности, нашим зрителям чрезвычайно близка проблема дефицита нравственности в обществе; того дефицита общения, тепла, любви и дружбы, охлаждения родительской и сыновней привязанности, родственных связей, дефицита, который неумолимо порождает сомнения, есть ли вообще смысл в нашей жизни.
Примечательно, что, как и многие другие фильмы, отражающие серьезную проблематику, «Дефицит», это актуальное кино в современном арт-хаусном стиле, вызывает совершенно противоположные оценки. Так, некоторые считают фильм обычным, неинтересным и даже пустым и безыдейным, отмечая его незавершенность, отсутствие толкового сценария. Другие, отказывая ему в эмоциональности, динамичности и глубине, называют ленту «обычным домашним видео». Хотя, при всем этом, полтора потраченных часа совсем не жалко, потому что в «Дефиците» правдиво воссоздана атмосфера пыльного воздуха истэблишмента, в котором задыхаются практически все «развитые» страны.