Единство эротических противоположностей

13 июля 2009, 0:00
no image

В галерее «Триптих» открыта выставка эмалей и левкасов художника Ивана Кириченко

В киевской галерее «Триптих» до 22 июля открыта выставка эмалей и левкасов художника Ивана Кириченко, приоткрывающих завесу над его тонким интимным восприятием мира

На пути к достижению творческой цели художнику удалось объединить в своих произведениях, казалось бы, совсем противоположные техники — левкас и горячую эмаль на меди. При этом работы в экспозиции «Мир левкаса» сочетаются хотя и естественным, но совершенно удивительным, необычным образом.

По свидетельству коллег по творческому цеху, Иван Кириченко, будучи доцентом кафедры графики Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, еще в 1988 г. отмеченный званием заслуженного работника культуры Украины, отличается не только завидной работоспособностью, но и здоровым консерватизмом. «Сейчас многие художники предпочитают работать с модными материалами, например с акрилом, другими пластмассами, которые достаточно просты в обработке, однако произведения из них смотрятся достаточно эффектно,— отметил художник-график Андрей Шилко.— При этом мало кто понимает, какая это пахота создавать произведения при использовании традиционных технологий, пришедших к нам из глубины веков. Кстати, ныне художественная горячая эмаль оценена по достоинству и признана искусствоведами перспективной художественной техникой, ее даже назвали живописью XXI в.».

Неудивительно, ведь при всех несомненных качествах и достоинствах живописи, созданной на холсте, бумаге или картоне маслом, акварелью или другими красками, век таких картин все же сравнительно недолог. Уход за ними сложен и кропотлив. В то же время горячая эмаль практически вечна, изделия из нее отличаются прочностью и стойкостью к различным воздействиям. Существенным недостатком эмалей является то, что в этой технологии следует учитывать практическую невозможность смешивания основных цветов для получения оттенков и полутонов, хотя само их количество достигает сотни. В любом случае цвет на медных пластинах предстает в совершенно уникальном качестве. Он глубок и как бы светится изнутри, позволяя решать любые художественные задачи.

Кстати, при создании образов в горячих эмалях само желание, воля художника нередко вторичны. Первично же — его величество божье провидение, интуиция или попросту случай. Тем не менее это не отрицает, а только подчеркивает необходимость наличия высочайшего уровня мастерства. Так, наряду с тем что Иван Кириченко умудрился написать эмалью вполне реалистичный «Женский портрет», пусть и напоминающий харизматично советский образ украинской крестьянки, он тут же отдал дань натуре и сварил из эмали «Обнаженную». При этом при очевидной сдержанности художник без всякой заданности легко идет в своих эмалях на смешение стилей, когда экзотическая обнаженность до странности иконописна.

Совсем иной Кириченко в левкасах. Здесь он достаточно раскован и поет откровенный гимн обнаженному женскому телу, отдаваясь его власти. Используя все преимущества этой техники (левкас, от греческого слова яркий, блестящий, белый) — мягкость и податливость деревянной основы, девственную чистоту и пластичность алебастрового слоя,— мастер по-настоящему любовно медитирует над всевозможными анатомическими изгибами и выпуклостями: губами, грудью, лоном и т.д., плавно переходящими друг в друга. Глазастая «Трансформация», уводящая нас в загадочную древнюю сказку, наполненную иллюзиями,— это как бы углубленный взгляд художника в анфас. Продолжающая тему «Форма простора» предстает в образе мягких обводов вдохновляющих женских ягодиц в обрамлении фантазийного растительного мира, наполненного колибри, жабами, мышами и саранчой… Но вот «Адам и Ева» — это вполне наши современники: первочеловек с кавалерийскими усами и наглым взглядом уверенно обнимает свою раскованную единореберную даму.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи