Карточные игры Владимира Немухина

no image

Владимир Немухин пошел по стопам Казимира Малевича не как эпигон, а как убежденный сторонник его творческих идей

В Киевском музее русского искусства до 30 июня пройдут Дни российской культуры, посвященные презентации искусства андеграунда и нонконформизма советского периода 1960-1970 гг. Арт-фондом Игоря Воронова при содействии столичной галереи «Карась».

Центральным событием фестиваля, который по грандиозности замысла соперничает с лучшими культурологическими проектами, организованными в Украине в течение последнего времени, станет художественная выставка живописи и скульптуры «Владимир Немухин — метафора игры» из коллекции Игоря Воронова, посвященная творчеству одного из самых известных мастеров российского альтернативного искусства. Кроме того, в обширной программе Дней знакомство с видеоинсталляцией Александра Дирдовского «Белая комната», которая наполнит музейные залы ощущением таинства пространственно-смысловых перемещений в творческий мир шестидесятников.

Владимир Немухин, начав свой творческий путь в 1950-е гг. простым оформителем и плакатистом, добился признания в качестве одного из видных основоположников российского андеграунда. Он входил в «Лианозовскую группу», активно участвовал в квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе — в знаменитой «бульдозерной выставке» 1974 г. «В андеграунд шли неуживчивые люди с крепкой индивидуальной закваской,— вспоминает Владимир Немухин.— Все они верили в возможность невозможного и каждый стремился оставаться самим собой». Ныне 84-летний патриарх живет в Москве, а его картины продолжают свои странствия по всему миру, и многие из них давно заняли свои почетные места в музеях, галереях и частных коллекциях.

Сквозным мотивом немухинской живописи раз и навсегда стала метафора «Жизнь — игра», многократно воспроизводимая им в смысловом взаимодействии различных игральных карт. Вот и в Русском музее в эти дни можно познакомиться с рядом образных вариантов этой творческой концепции. На первый взгляд, работы Немухина — это типичное эпигонство. Невольно задаешься вопросом: зачем было снова, многие годы спустя наступать на пятки Казимиру Малевичу в попытках очередной раз «повторить» его в произведениях, созданных в ключе великого конструктивиста и как бы по его каноническим лекалам? «Действительно, Владимир Немухин сознательно пошел по стопам Малевича, но не как эпигон, а как убежденный сторонник его революционных творческих идей,— сказал искусствовед Алексей Титаренко.— Кстати, необходимо принять во внимание, что в ту пору, когда Немухин создавал свои произведения, творчество Казимира Малевича было практически неизвестно широким кругам советской общественности, и в каком-то смысле он стал его популяризатором». По мнению Алексея Титаренко, характерным оригинальным коньком Немухина является построение сюжетов его картин на карточной колоде. «Он создал их целое множество, и несмотря на почтенный возраст, продолжает работать и поныне»,— уточнил господин Титаренко.

В числе других мероприятий Дней российской культуры — демонстрация уникального концептуального кинофильма сценариста и режиссера Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф» (СССР — Франция, 1991 г.) с Жанной Моро в главной роли. Музыка в авторском проекте пианиста Евгения Громова «Черным по черному» воссоздаст духовную ауру времен «непримиримой борьбы с космополитизмом». В программе «Сад радости и печали» ансамблем Nostri Temporis будут исполнены произведения композиторов-неформалов Галины Уствольской, Николая Каретникова, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной, Андрея Волконского и Александра Кнайфеля. Кроме того, прозвучит поэзия Иосифа Бродского, Бориса Чичибабина, Наума Коржавина, Геннадия Айги, Александра Кушнера и Сергея Вакуленко, продекламированная как в авторском исполнении (аудио и видео), так и в интерпретации Виталия Линецкого.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи