Международный арт-фестиваль Fine Art Ukraine недосчитался посетителей
Украинский дом впервые в своей истории организовал международный арт-фестиваль Fine Art Ukraine, мероприятия которого пройдут под его крышей до 1 июня .
Юбилейная, десятая культурно-художественная акция, реализуемая в рамках проекта «Арт-Киев», основанного под эгидой Украинского дома в 2006 г., несмотря на громкое обновленное название и помпезно задекларированные цели — придать новый импульс популяризации украинского искусства и создать в нашей стране цивилизованный арт-рынок, на поверку оказалась не более чем очередной по счету, хотя и крупной элитной художественной выставкой.
Многие участники фестиваля высказали недоумение по поводу хронически повторяющейся демонстрации организаторами своей несостоятельности (или отсутствия желания) поднять мероприятия под брендом «Арт-Киев» на действительно высокий уровень коммерческих взаимоотношений.
Перемена имени не пошла впрок
Надежды на то, что фестиваль посодействует установлению плодотворных контактов между художниками, галеристами и покупателями — коллекционерами и просто ценителями искусства, оказались совершенно неоправданными. «В течение первых дней фестиваля, даже в выходные дни, в Украинском доме царила небывалая пустота и уныние: такого малого числа посетителей не было еще никогда,— сетует арт-продюсер Андрей Левченко, представляющий галерею «Сирин».— В общем, это и понятно. Вы обратили внимание на слабость рекламной поддержки Fine Art Ukraine (если не на практически полное ее отсутствие)?
Кроме того, вообще непонятно, зачем было давать мероприятию, завоевавшему определенную известность под фирменным брендом «Арт-Киев», другое, нераскрученное название?»
Заплатив за аренду стандартного стенда на Fine Art Ukraine более $1 тыс., арт-дилеры были вынуждены собственноручно дорабатывать и обустраивать свои экспозиции, заменяя плохое освещение на хорошее, развешивать картины, расставлять скульптуры и т.д. «Это совершенно ненормально, когда «кондишен» включают только на третий день, да и то по причине прибытия высоких гостей; когда из-за выставочных стендов галерей выглядывают «уши» картин из коллекции Петра Ющенко, которые организаторы не то что категорически отказались снимать, но и просто завесить отказались…»,— сказал на правах анонимности один из галеристов. В один из первых дней представители галерей собрали внушительную делегацию для предъявления своих претензий руководству Украинского дома, но по мере продвижения к кабинету она, потеряв свою представительность, непостижимым образом сократилась до нескольких зачинщиков бунта. «А куда деваться? Какой бы плачевной ни была организация «Арт-Киева» или Fine Art Ukraine, но, к сожалению, на сегодня им нет альтернативы»,— отметил Андрей Левченко.
Самая обширная — выставка Татьяны Яблонской
Ушат «коммерческого дегтя» все же не смог отбить вкус у бочки «художественного меда». Несомненной удачей организаторов стал умелый выбор участников Fine Art Ukraine. Несмотря на кажущуюся эклектику, их подбор оказался на удивление гармоничным. Похоже, что сама идея не класть в одну корзину Украинского дома «яйца», снесенные мастерами традиционного искусства и деятелями contemporary art, доказала свое право на жизнь. Основной приманкой нынешнего мероприятия стала крупнейшая в истории Украины ретроспективная выставка произведений Татьяны Яблонской, непосредственным куратором которой стала ее дочь Гаяне Атоян, что позволило избежать кривотолков по поводу подлинности представленных работ великого украинского мастера. Обширная экспозиция предоставляет редкую возможность ознакомиться с тремя идейно-историческими пластами художественного творчества Яблонской. Характерные портреты и тонкие лирические пейзажи периода 1930-1940 гг. соседствуют с классическими соцреалистическими полотнами на тему «освобожденного труда» и безмятежного отдыха советских тружеников, плавно переходя в подборку ностальгических работ последнего периода творчества. Каждый из выставленных холстов снабжен своеобразной авторской аннотацией Татьяны Яблонской, что при известной доле воображения позволяет ощутить рядом со зрителем непосредственное присутствие маститой художницы. В этом же светлом ключе и специализированная «выставка одной картины» — «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), уникального полотна Михаила Врубеля из коллекции Киевского музея русского искусства, ставшая жемчужиной всей экспозиции Fine Art Ukraine.
Спецпроекты, представленные в рамках Fine Art Ukraine, хотя идейно и совершенно непохожие один на другой, но все же близкие друг другу, согласно канонам высокого качества исполнения и мастерству реализации оригинального замысла, стали еще одной несомненной удачей фестиваля. Художник Сергей Якутович выступил с великолепной графической серией «Гомин», а фотограф Игорь Гайдай проектом «Саман» убедительно подтверждает постулаты Николая Гоголя и Михаила Булгакова, что женщины таки ведьмы, а полеты на метле в обнаженном виде — это для них настоящее наслаждение и возвращение к подлинной ипостаси. В свою очередь, авангардно-гротескный проект Ивана Семесюка «Жлоб-арт: биомасса» является мощным творческим протестом против ежеминутно нарастающей жлобизации современного нам общества. Собирательный, характерный и весьма узнаваемый образ его «лирического героя», некоего типа с носом в виде свиного рыла, одетого в неизменную майку с логотипом и спортивные штаны, к сожалению, отнюдь не порождение только буйной фантазии Семесюка. При этом Семесюк не был оригинальным, выбрав Троещину и ее жителей в качестве мальчиков для битья, прозрачно намекая своими высоколобыми творениями, что весь киевский жлобизм сосредоточен именно в этом районе. Совершенно очевидно, что приклеивание таких ярлыков одному району является совершенно надуманным: ведь в борьбу за звание самого жлобского может смело вступить в бой любой район Киева. Тем не менее невероятные возможности, предоставляемые авторами проекта «Жлоб-арт: биомасса» позволяют не только с головой окунуться в каждый из щедро выставленных ими унитазов, но и попытаться отыскать там что-то похожее на надежду в светлое возрождение…
