Единственная женщина-клипмейкер в Украине Катя Царик уже более четырех лет работает в шоу-бизнесе
Единственная женщина-клипмейкер в Украине Катя Царик уже более четырех лет работает в шоу-бизнесе
Она рассказала «i» о своем сотрудничестве с претендентом на Евровидение 2009 г. от Греции Сакисом Рувасом, а также о том, чем отличается западная школа клипмейкерства от нашей
Вопрос: С чего началось сотрудничество с Сакисом Рувасом?
Ответ: Он видел клип Shady lady для Ани Лорак, который снимала я, и через ее продюсерскую компанию связался со мной. Сначала там были шокированы моим возрастом, ведь у них в 25 лет только заканчивают учебу, и многие не верили, что я уже имею такой опыт работы. Его продюсеры просмотрели другие мои работы и знали, чего от меня ожидать, поэтому старались не мешать, а наоборот, всячески способствовали тому, чтобы мы чувствовали себя комфортно.
В: Это твоя первая работа с западным исполнителем? Сложно было с ним?
О: Наши артисты готовы работать в любых экстремальных условиях, но я не знала, готов ли Сакис работать так. Но надо сказать, он очень серьезно отнесся к работе. На нашей первой встрече он сказал мне делать с ним, что захочу. Мы прекрасно сработались, он всегда был в хорошем расположении духа, во время съемок мы и шутили, и даже кокетничали. А еще, как оказалось, греки очень заботятся о своем персонале, поэтому мы отдыхали буквально каждые полчаса. С одной стороны, это плюс, потому что так защищены права человека, а с другой — мы подсчитали, что они проводят больше времени в отдыхе, нежели в работе.
В: То есть экстрима и авралов в работе не было?
О: Практически нет, получилось все так, как и было запланировано. Правда, были сложности с погодой: мы приехали в солнечную Грецию, чтобы попасть в самый холодный день в году с легким дождем и даже снегом. Поэтому Афин, как было запланировано, там почти нет. Было сложно пробраться в Акрополь, потому что там была реконструкция, и мы искали другие привлекательные места, например, отель King George, который известен тем, что там останавливалась Мадонна, и как раз с террасы того номера, где она жила, мы снимали вид Акрополя. Кроме того, в этот период Сакис был болен, и нашу идею с дикой местностью — пляжем, песком и морем — пришлось перенести в ночной клуб. Мы решили поберечь здоровье западной звезды перед Евровидением.
В: Твоя работа над клипом Shady lady для Ани Лорак сделала тебя известной за пределами страны. Как работалось с певицей, это ведь не первая ваша работа?
О: Да, это была вторая работа. С Каролиной очень легко работать, мы понимаем друг друга с полуслова, она творчески гибкий человек, отлично чувствует все и старается постоянно находить откуда-то силы для работы. На съемки клипа у нас было безумно мало времени — если обычно на весь процесс создания клипа уходит месяц, то здесь на все было всего 10-14 дней. Мы все работали, не покладая рук, понимая насколько это важно для страны. В некотором смысле работа проводилась даже на государственном уровне, нам помогали многие структуры, например, даже с пленкой — чтобы перевезти ее через границу, нужно было получить разрешение, и на это ушло бы очень много времени. Но все получилось, и нам было очень приятно, что британское MTV, увидев в интернете мою работу, обратилось в Ani Lorak Production за клипом в хорошем качестве, чтобы разместить его в своем эфире.
В: Поработав за границей, ты теперь можешь сказать, что нас отличает или роднит с европейскими специалистами?
О: Отличает то, что наши режиссеры и операторы, в отличие от европейских, могут, имея две галогенные и одну настольную лампочки, сделать шедевр, потому что они готовы к этому, ведь они учились, не имея того оборудования, на котором учились наши западные коллеги. У нас не хватает развитого музыкального рынка с обилием профессиональных команд, чересчур много диктатуры людей, от которых что-то зависит, их ненужных мнений, навязывания какого-то формата, чтобы развивался рынок и чтобы развивались мы. Умы, таланты, мозги, практика — все это у нас есть, и моя последняя работа дала мне понять, что у людей, которые там занимаются профессиональной съемкой клипов, фильмов, телепрограмм и прочего, не было никаких сомнений или ухмылок в мою сторону относительно моей работы.
В: А кто у нас диктует эти правила в шоу-бизнесе?
О: Это представители разных музыкальных компаний, музыкальных каналов, радиокомпаний. Я не понимаю вообще, откуда появилось слово «формат» и почему у нас нет рока? Почему на европейских MTV и Viva есть место для разной музыки, они не развивают какое-то одно направление, а у нас появляются коллективы типа «Поющих трусов», которые якобы против всего, что происходит, а на самом деле — яркие представители такого музыкального цинизма. Но это, безусловно, мое личное мнение.
В: Но появление даже таких групп — это ведь все равно дополнительная работа для клипмейкеров?
О: Честно говоря, клонирование таких групп — это настоящий жлобизм, очень ложная уверенность в том, что это именно то, что нужно нашему зрителю. Да, это пользуется каким-то определенным спросом, но я считаю, что наше телевидение, кино, клипмейкерство, радио и все остальное должно подтягивать уровень зрителя и воспитывать его, а не опускать еще ниже. У нас в стране достаточно много профессиональных талантливых артистов, но неизвестно, зачем им нужно подтягиваться к этому непонятному мне уровню. Наверное, не только потому, что он покупаем, ведь у них есть и другие способы заработка — корпоративы и концерты. Мне бы хотелось, чтобы мы — представители творческой профессии — воспитывали в молодом поколении интеллект.
В: Запад оказывает сильное влияние на моду в клипмейкерстве?
О: Диктуют моду не столько западные клипы, сколько западная реклама. Западная реклама — это высший эталон в плане видеовизуализации, потому что для создания ролика, к примеру, для Луи Витона приглашаются самые лучшие режиссеры — французские, американские, английские, итальянские умы. И те новинки, которые они вносят в свое видео, мы черпаем оттуда, берем за пример, и они очень часто становятся тенденциями, модными фишками в видео. Потом можно видеть их и в западных музыкальных клипах, и в кино.
В: За клип с каким бюджетом ты готова взяться?
О: Обычно стоимость хорошего клипа — около $45-50 тыс., сейчас, во время кризиса, она немного упала, я берусь от $30 тыс. и выше, а дальше все зависит от идеи. Режиссер очень зависим от бюджета, ведь бывает так, что бюджета просто не хватает на твою идею, и ты начинаешь кромсать ее, а в результате получается какая-то недоидея. Я предпочитаю все оговорить четко еще в самом начале.
Царик Екатерина Александровна родилась 27 февраля 1983 г. в Кривом Роге. Выросла и окончила школу во Львове. В 2000-2005 гг. училась в Институте кино и телевидения при КНУКИМ в мастерской Игоря Негреску. В 2003-2004 гг. работала режиссером на канале «1+1». Кроме создания музыкальных клипов, была режиссером двух сезонов Comedy Club ua. Ее работа для Ани Лорак Shady lady, с которой певица представляла Украину на Евровидении 2008 г., была отмечена европейским зрителем и прессой как самая яркая работа. За четыре года сняла клипы для Ани Лорак, Натальи Могилевской, Филиппа Киркорова, Гайтаны, Александра Пономарева, Анны Седаковой, Евгении Власовой, Кирилла Туриченко и Асии Ахат, а также для групп «С.К.А.Й», «Гудимов», «Грин Грей» и т.д.