Искусство, которое мы потеряли

no image

В современной Латвии не избавились от культа красных латышских стрелков

В киевском Музее русского искусства до 18 апреля открыта экспозиция «Ars sovietica: разнообразие этносов и стилей». Обширная выставка, на которой представлены около 80 живописных полотен, графика и скульптура известных советских мастеров — знаковых творческих фигур своей эпохи,— стала очередным, вторым, шагом в развитии проекта «Реализмы XX века», инициированном музеем в марте 2008 г.

Все работы в экспозиции «Ars sovietica: разнообразие этносов и стилей», которая составлена на основе уникальной музейной коллекции Русского музея «Искусство народов СССР», отличают высочайший художественный уровень, достойный самой высокой оценки. В то же время, посетив выставку в эти дни, каждый желающий может смело отдаться в плен ностальгии по канувшему в Лету «светлому советскому прошлому», не опасаясь косых взглядов идеологических оппонентов. Соответствующее настроение создал и директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко, отметив на церемонии открытия: «В той стране, откуда мы все родом, все было так хорошо, светло, спокойно и предсказуемо, для всех нас это было время детства, юности… А сейчас мы живем и не знаем, что будет дальше…».

Характерно, что, по сути, апологетикой искусства советского периода, однажды заклейменного под вывеской одиозного «совка», музейные деятели решили заняться в реалиях очевидного упадка национальной государственнической идеи, который, совсем не случайно одновременно с экономическим кризисом ныне переживает независимая Украина. Ведь, по словам авторов проекта, основной его целью является не только популяризация советского искусства, но также изучение и переосмысление художественных практик 1920-1980-х гг. Впрочем, в чем заключается это переосмысление понять достаточно трудно. Означает ли это «покаянное» чествование и своеобразную попытку «восстановления справедливости» и реабилитации доброго имени «гонимых» советских мастеров? Но большинство деятелей искусств, работы которых ныне демонстрируются в Русском музее, совершенно в этом не нуждаются. Они были обласканы советской властью и, заслужив признание, добились прижизненной славы. Такова известная латышская художница Джемма Скулме, в свое время ставшая лауреатом Госпремии Латвийской ССР и удостоившаяся звания народной художницы, которую сами латыши предпочитают называть великой. В своем творчестве она продолжает развивать традиции фовизма. В работах Джеммы Скулме и Вилиса Озолса, которых еще называют художниками поколения «сурового стиля», прослеживается связь традиций живописи первой и второй половины XX века.

В целом выставка дает яркое представление об уровне развития изобразительного искусства в республиках бывшего СССР и о национальных тематических приоритетах. Обращением к национальной традиции проникнуто творчество таких мастеров, как Петр Оссовский, Владимир Стожаров, Михаил Савицкий, Джемал Мирзашвили, Дурды Байрамов, Сильвестрас Джяукштас, Лавиния Бажбеук-Меликян, Мариам Асламазян и многих других.

Для произведений русских и украинских художников отвели отдельно-совместную выставочную комнату. По такому же «раздельно-совместному» принципу построены и другие разделы выставки. Так, в собственных «национальных квартирах» под «русской крышей» разместились прибалты — эстонцы, латыши и литовцы; кавказцы — грузины, армяне и азербайджанцы; азиаты — узбеки и туркмены.

Произведения, представленные в каждом национально-региональном отделе выставки, убедительно доказывают, что эксперимент по слиянию всех народов СССР в единый советский этнос не зря закончился полным крахом всей системы. Рассматривая экспозицию «Ars sovietica: разнообразие этносов и стилей», можно легко убедиться в том, насколько различны стилистические и колористические приемы у художников разных национальностей, притом что все они назывались советскими.

Интересно, что представители каждой национальной школы в советские времена по-своему старались сохранить свою идентичность. Но если у грузин — это преимущественно изображение мирного крестьянского труда и традиционного застолья, у русских — храмы, монастыри и лирические пейзажи, у эстонцев — мотивы извечного противостояния германским поработителям, у армян — воспевание священной горы Арарат, то латыши щедро и не стесняясь, вовсю выражали свою «самобытность», восхваляя кровавые «подвиги» красных латышских стрелков.

Выставка весьма вдохновила не только послов Латвии и Узбекистана, представителя посольства России и других уважаемых лиц, почтивших своим присутствием ее торжественное открытие. «Вот увидите, все снова изменится»,— «по секрету» сказала мне пожилая женщина-смотритель, очевидно, подразумевая навеянное картинами ощущение приближения очередного исторического зигзага а-ля Back in the USSR.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи