Владелица столичной антикварной галереи «Боско» рассказала «і» о новых приоритетах коллекционеров и о положительном влиянии кризиса на антикварный рынок
Владелица столичной антикварной галереи «Боско» Наталия Лысенко рассказала «і» о новых приоритетах коллекционеров и о положительном влиянии кризиса на антикварный рынок
Вопрос: Кризисные страхи осенне-зимнего периода немного улеглись, что дало повод некоторым ура-оптимистам даже заговорить о том, что пик рецессии благополучно пройден. Как кризис коснулся вашей сферы?
Ответ: На антикварном бизнесе он отразился в меньшей степени, чем на других отраслях и субъектах рынка. Кроме того, он послужил своеобразным индикатором. Некоторые неоправданно завышенные цены на отдельные антикварные предметы доказали свою несостоятельность…
Если судить по последним итогам зарубежных аукционов, я не беру топовые, а скорее достаточно хорошие средней руки, где нет таких громких продаж, как, к примеру, на Christie’s или Sotheby’s, то все там прекрасно продавалось. Была другая проблема. Нередко предметы снимались с торгов. Люди не хотели продавать: цена не устраивала.
В: Как новые экономические реалии отразились на антикварном рынке Украины и вашей галерее в частности?
О: «Боско» клиентов не потеряла и даже приобрела новых. Люди поняли, что нельзя хранить яйца в одном лукошке. И если раньше, в докризисный период, наиболее привлекательными капиталовложениями считались банковские депозиты, приобретение каких-то там акций, недвижимости, земли и т.д., то сейчас многие прозрели и решили разнообразить инвестиционную корзину, значительно расширив в ней антикварную долю за счет прочих былых фаворитов.
В: Судя по вашим словам, выросли и объемы продаж, и, соответственно, прибыль…
О: Не могу сказать, что сильно выросли… Но мы ничего не потеряли. Знаете, в антикварном деле нет такого явления, как рост или всплеск продаж, подобно тому, как, скажем, в предпраздничные дни увеличивается спрос на продукты, парфюмерию, сувениры, одежду или другие подарочные предметы. Мы идем ровно, без скачков, и пускай по чуть-чуть, но постоянно и уверенно наращиваем свой потенциал. А вот в некоторых галереях, где цены были раздуты как мыльный пузырь, возникло противоречие между ценой и качеством, и там, действительно, кризис сказался.
В: То есть да здравствует кризис?!
О: В принципе, да. Он стал как бы катализатором. Народ начал понимать разницу между старинным бронзовым канделябром и его дешевой, но претенциозной китайской имитацией «в стиле ампир», сработанной из непонятного металлического сплава.
Еще совсем недавно по практически антикварной стоимости расхватывалась та же итальянская или малайско-китайская мебель под старину (причем 90% «итальянской» мебели делается в Китае), а сейчас многие люди поняли, что все это ерунда, не имеющая долгосрочной ценности. Все эти китчевые стулья, серванты, столики, каминные часы и трюмо никому потом не продашь, да и износятся они быстро. А вот в незапамятные времена мебель передавали по наследству, и многие предметы пережили целые эпохи. Это были настоящие произведения прикладного искусства, ярко отражающие веяния, моду, стилистику своего времени. Причем очень качественные во всех смыслах; их создавали настоящие мастера с именем, а не тиражировали как ширпотреб.
В: Изменились ли в последние месяцы приоритеты ваших клиентов? Например: стали больше покупать картины или мебель, предметы из другого антикварного сегмента?
О: Кардинальных изменений не произошло. Вкусы и пристрастия остались практически все теми же. Но если раньше иногда спрашивали о ювелирных изделиях (которыми мы в принципе не занимаемся), то ныне больше интересует хорошее серебро, часы, мебель… В целом у нас наибольший спрос на картины старых мастеров. Для нашей галереи это произведения художников фламандской (голландской) школы.
Вообще, я создавала «Боско», которой в этом году исполняется восемь лет, буквально с нуля, согласно своему видению. У меня было свое представление, какой должна быть антикварная галерея, и я хотела его воплотить в реальность. До этого я приобрела опыт, проработав около семи лет в другой галерее как наемный работник, потом выросла из этих коротких штанишек. Появилось желание создать свой бизнес и реализовать это свое видение.
В: Какой сегмент антикварных предметов для вас является приоритетным и приносит наибольший доход?
О: В основном это предметы декоративно-прикладного искусства (сервизы, серебряная посуда, каминные часы и т.п.) и картины (живопись XVII — начала XX вв., в основном XVIII-XIX вв.) по цене от $4-5 тыс. до $200-300 тыс.
В: Насколько важен для ваших клиентов провенанс предлагаемых вами антикварных предметов?
О: Не так провенанс, как атрибутация, которой в обязательном порядке подвергается весь антиквариат. До того, как поступить в продажу, каждый предмет проходит долгий путь проверки. Это и экспертиза, которую проводим мы своими силами, а также независимые эксперты.
В: Что означает «независимые»?
О: Это приглашаемые нами со стороны искусствоведы, эксперты, квалифицированные специалисты разных профилей, которые дают объективную, незаангажированную оценку. Мы работаем со всеми украинскими музеями, с российскими, даже с некоторыми западными. Задействуем и криминалистические и другие лаборатории. Конечное заключение экспертов, снабженное соответствующим сертификатом, стоит недешево, однако ценится чрезвычайно высоко. Но как сказал один из них: «В принципе, если есть человек со своим личным мнением, то это уже априори необъективно»…
У нас практически все предметы сертифицированы, причем в отдельных случаях, помимо сертификата, мы предоставляем и биографические справки об авторе, историко-культурные — об эпохе, стиле; рассказываем, где, в каких музеях находятся его другие работы.
В: Кто ваши клиенты? Изменилась ли в последнее время их категория? Вы ориентируетесь только на покупателей внутри страны или на зарубежных также?
О: Это граждане Украины — представители деловой и политической элиты. Средний класс у нас практически не бывает, к сожалению. Это не так, как на Западе, когда в салон могут зайти супруги-пенсионеры и приобрести себе пару старинных чашек с блюдцами. Не для коллекции, а для утилитарного пользования.
Иностранцы, как правило, у нас ничего не покупают, ведь антиквариат из Украины нельзя вывезти, закон не позволяет. А вообще, мне, честно говоря, все равно, кто будет покупать.
Лысенко Наталия Витальевна, родилась в 1969 г. По образованию экономист. Окончила Киевский институт легкой промышленности и Торгово-экономический институт; училась в Коммерческом институте в городе Турку (Финляндия). Ныне студентка второго курса Академии искусств Украины. В 2001 г. основала антикварную галерею «Боско». В антикварном бизнесе больше 15 лет. Замужем, воспитывает дочь (20 лет).