В первом туре шахматного Мемориала Таля, который проходит в Москве, участники отбросили все сомнения и сыграли результативно
В первом туре шахматного Мемориала Таля, который проходит в Москве, участники отбросили все сомнения и сыграли результативно. Сложилось впечатление, что Москва приняла эстафету от Сочи, где недавно закончился Гран-при ФИДЕ.
Это впечатление было подкреплено еще и тем, что украинец Василий Иванчук, потерпевший в Сочи черными сокрушительное поражение от американца Гаты Камского, взял убедительный реванш. Угадать дебют, который изберет Камский, не составило никакого труда. В последнее время Гата предпочитал защиту Грюнфельда и достиг в ней прекрасных результатов. Поэтому львовянин сошел с традиционных вариантов и применил систему с развитием ферзевого слона, которая редко встречается в последнее время. На доске возникла позиция, характерная для системы Смыслова. Вот только Камский сразу же после дебюта стал испытывать недостаток времени, а Иванчук имел его более чем достаточно. В середине партии Василий создал солидные угрозы на ферзевом фланге. Камский попытался затеять контригру на королевском, но все его фигуры оказались надежно зажатыми на двух последних горизонталях. Иванчук закончил партию атакой на короля, и Камский сдался лишь за ход до мата.
Вариант славянской защиты, встретившийся в партии россиянина Владимира Крамника и Алексея Широва, представляющего Испанию, стал повторением решающего поединка в Сочи, в котором Левон Аронян обыграл Александра Грищука. Правда, Крамник первым сошел с победного пути Ароняна. Видимо, Владимир имел свои заготовки и применил их, несмотря на то что ему предстоит матч с чемпионом мира Виши Анандом, в дебютный репертуар которого входит этот вариант.
Крамник отдал пешку возле своего короля, но, если слон черных, забравший ее, возвращался на место, то белые получали за пешку сильнейшую инициативу, а главное — позиция Широва становилась крайне пассивной. Как известно, Алексей этого терпеть не может, и он решил отдать своего слона еще за две пешки. Правда, при этом было разрушено прикрытие короля белых. Однако Крамник несколькими точными ходами погасил атаку черных. Партия перешла в окончание, где три пешки оказались слабее слона. Владимир еще раз продемонстрировал филигранную технику и довел партию до абсолютно закономерной победы.
В последнее время русская партия, считавшаяся достаточно надежным дебютом для черных, стала все чаще приносить огорчение тем, кто ее играет. Тем не менее израильский гроссмейстер Борис Гельфанд остался верен традиции, применив русскую партию против киевлянина Руслана Пономарева. Соперники разыграли длинный теоретический вариант. И одно время казалось, что Пономарев сможет захватить инициативу, однако Гельфанд защищался (точнее, даже контратаковал) изобретательно, и в итоге Руслан вынужден был форсировать ничью вечным шахом.
В поединке россиян Александра Морозевича и Евгения Алексеева был разыгран дебют ферзевых пешек. Теория справедливо считает, что он не дает белым перевеса. Но стоило Алексееву, игравшему черными, попытаться перехватить инициативу, как его ждала очень неприятная контригра белых. Александр перевел поединок в окончание, которое провел весьма технично, и заслуженно победил.
Быстро перешла в эндшпиль и партия венгра Петера Леко и Шахрияра Мамедьярова из Азербайджана. Шахрияр удивил Петера, избрав сицилианскую защиту. Пробить оборону черных Петеру на протяжении всей игры так и не удалось — ничья.
После первого тура впереди Иванчук, Крамник и Морозевич — три первых номера по рейтингу.