Экзамен на знание ужастиков

no image

В прокат вышел постапокалиптический блокбастер «Я — легенда»

В прокат вышел постапокалиптический блокбастер «Я — легенда». Не вполне понятно, что именно выстроило вокруг картины и умеренно восторженные критические отзывы, и феноменальную кассу (свыше $550 млн. по всему миру с декабря), а некогда — и согласие студии Warner Bros пустить ленту в производство без утвержденного сценария.

То ли авторитет бестселлера американского фантаста Ричарда Мэтсона, написавшего одноименный роман еще в 1954 г., который с тех пор уже дважды был экранизирован (в 1964-м и 1971 г.). То ли мощь актера Уилла Смита, могущего взвалить на свои плечи крупнобюджетный проект под попкорн, ловко оставаясь в фаворе у серьезного зрителя (напомним, за недавнюю картину «В погоне за счастьем» он во второй раз был номинирован на «Оскар»). То ли пресловутый zeitgeist (дух времени), в котором одиночество индивидуума на фоне суеты вечно спешащего куда-то мира ощущается как-то особенно.

Фильм повествует о нашей планете, пережившей вирусологическую эпидемию и большей частью вымершей, а меньшей — превратившейся в агрессивных зомби-вампиров, боящихся света и рвущих в клочья все органическое, что попадается им на пути.

На фоне этих мрачных обстоятельств актер Уилл Смит играет единственного человека с иммунитетом к заразе, оставшегося в трезвом уме и здравой памяти. Его герой колесит на старом «Форде» по опустошенному, заросшему дикой флорой Нью-Йорку вместе с душкой-овчаркой, упрямо крутит радиотрансляцию, взывающую к таким же, как он, здоровым людям, которые должны где-то еще быть, и попутно пытается изобрести сыворотку, обращающую разрушительное действие микробов вспять. В округе неизменно кишат бешеные твари, в числе которых как некогда бывшие людьми особи, так и животные. В перспективе — возрождение рода человеческого, надежды на которое, впрочем, кажутся ничтожно малыми.

В любом случае получилась картина не то чтобы слабая (да, отдельные эпизоды могут заставить вас взвизгнуть от страха), но уж как-то чрезвычайно вторичная, построенная на штампах и прямых заимствованиях не менее какого-нибудь «Очень страшного кино» — за вычетом, естественно, идиотского юмора.

Кино вполне можно воспринимать как несложный экзамен на знание ужастиков последних лет. Тут невооруженным глазом видны запчасти «28 недель спустя» в панораме опустошенного города, радиотрансляции, появляющейся в середине действа женщине и общей концепции. Передаются приветы из «Обителей зла» в сцене со псами-зомби и надежде на колонию, нетронутую катаклизмом. Цитируется «Спуск» эпизодом поиска пса во тьме. «Страна мертвых» наделяет зомби толикой интеллекта. Кино, конечно, процесс цикличный, как некогда сказала одна видная акула пера, «оно все давно уже снято, но не все деньги за него получены». Но подобное списывание под руководством режиссера Франсиса Лоуренса, некогда снявшего фильм «Константин: повелитель тьмы», а прежде щелкавшего клипы для Бритни Спирс и Дженнифер Лопес, кажется проявлением обыкновенной авторской лени.

В свое оправдание кинематографист, конечно, может сказать, что не было бы книги Мэтсона — возможно, не было бы и всего вышеперечисленного. Но это, как ни крути, не отменяет того факта, что повторение — не мать учения, а лишь повод для лишнего взгляда на часы на полуторачасовом сеансе.

Разумеется, если закрыть глаза на почти перманентное дежавю и копнуть в контекст, то здесь можно учуять пунктирный намек на противостояние веры и атеизма. Можно, если постараться, разглядеть концепт человеческой потерянности на фоне огромной планеты и вредоносность цивилизации по отношению к себе самой — в начале ленты вирус-истребитель был создан учеными, а не, скажем, прилетел из космоса.

Но все это — поиски плюсов на фоне сплошного минуса. Лоуренс, старательно копировавший предшественников в бесцельном процессе, допустил ряд простейших сценарных оплошностей и не довел до ума ряд спецэффектов, огрехи которых бросаются в глаза даже явно неискушенному зрителю.

И можно сколько угодно силиться переварить «Я — легенда» с удовольствием, но отделаться от ощущения простейшего (хоть и чрезвычайно дорогого) гамбургера, увы, никак не выходит.

Хотя одно неоспоримое достоинство у картины все же есть — благодаря одному из эпизодов аудитория помладше сможет узнать о том, кто такой Боб Марли. И то неплохо.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи