Нестереотипные понятия стереотипного художника

4 февраля 2008, 0:00
no image

В арт-центре «Я-Галерея» представили авторский проект художника Андрея Сагайдаковского «Цитата». Новый проект 49-летнего львовянина — это серия работ, выполненных на полотне и ковриках

В арт-центре «Я-Галерея» представили авторский проект художника Андрея Сагайдаковского «Цитата». Новый проект 49-летнего львовянина — это серия работ, выполненных на полотне и ковриках. Выставка маргинала и аутсайдера украинского искусства, как часто называют автора, продлится до 11 февраля.

По признанию художника, использовать коврики он начал около семи лет назад. С тех пор художник не изменяет своим предпочтениям и наряду с традиционным полотном применяет в своей работе и этот материал. Восемь картин, прибитых к стене гвоздями, представляют собой целостные или разорванные эпизоды, диптихи, фрагменты, преисполненные эмоций и скрытых чувств автора.

«Дитя природы», «Потерянная сандалия», «Портной», диптихи «Глухой» и «Немой», «Не двигайте меня», «Солнышко светит», «Прогулка», фрагментарные работы «Кабаны на опушке» и «Небо» — художник смело экспериментирует, черпая безграничную фантазию из глубин собственного внутреннего мира, где реальные вещи сменяют выдуманные, и с первого взгляда не просто разобрать, какой смысл вложен в ту или иную картину. Художник мыслит нестереотипными понятиями, наполняя каждую свою работу философским смыслом.

«Это мой мир,— комментирует автор работ.— Когда я хочу что-то создать, я собираю какие-то отрывки, фотографии, перебираю, присматриваюсь и нахожу нужное». Свои работы художник продает в редких случаях и оценивает по высшей шкале: «Ведь кому это действительно нужно, тот купит, а если нет — то пусть лучше лежит в мастерской».

Куратор арт-центра «Я-Галерея» Павел Гудимов признается, что открыл для себя художника Андрея Сагайдаковского случайно около года назад. Познакомил их общий знакомый во Львове. «Я пришел к нему в мастерскую и был сражен наповал — такая подача, такая оригинальная тема и совершенно оригинальный мастер,— рассказывает музыкант.— Он откровеннейший человек. Я видел его до этого только в сборных проектах, и теперь имею честь представить его со всей его неординарностью, где-то даже с инфантильностью, оригинальностью и своеобразностью».

Кстати, тема «Цитаты», задуманная по одноименному названию выставки, так в результате и не попала в экспозицию. Работа под этим названием, и с которой, по словам художника, все начиналось, осталась лежать в его хранилище: «Она ушла… это и есть тот творческий процесс и то удовольствие».

По мнению художника Анатолия Степаненко, творчество Андрея Сагайдаковского — «это радикальный подход к живописи. Качество пластики краски и полотна доведено до такой категории, что можно воспринимать это как объект. Интересные колебания на границе между двумя качествами искусства — это и своеобразный мир художника, в котором присутствуют какие-то галицкие явления и мифы, преломленные языком современного искусства».

Сравнивая предыдущие выставки художника, пришедшие на выставку гости отмечают направленность работ в сторону экспрессии, декларирование некоторой легкости и порой небрежности к изображению знаков и элементов, которые конструирует и компилирует сам автор своим языком, со своим подходом, личным воображением, опирающимся на какие-то личностные глубины.

«Агрессивным стебом» называет стиль работ творца-отшельника Андрея Сагайдаковского Влад Троицкий, художественный руководитель центра современного искусства «ДАХ». «Такие деточки… Вы бы хотели иметь такого ребеночка, как на изображении?— говорит гость выставки.— Откровенно говоря, я отношусь к искусству исключительно с вкусовщиной и потребительством, но мне кажется, что автора этих работ отличает от других смелость представлять то, что ему самому кажется, что это художество. А насколько все это имеет отношение к актуальному искусству, это должны судить критики, искусствоведы и те, кто будет или не будет покупать эти картины».

«По моему мнению, это один из важнейших украинских художников переломных ХХ-ХХI вв.,— делится Ежи Онух, директор Польского института в Киеве.— Жаль, что до сегодняшних дней он остается маргиналом в положительном смысле этого слова, он недостаточно известен, это важная личность. В его работах нет поверхностного эпатажа. Это живопись, старательно спрятанная в концептуальные рамки и понятия своего автора».

По глубокому убеждению господина Онуха, путь к признанию многих украинских талантливых художников тяжел, потому что в Украине отсутствует действующая система. «Жаль, что те, кто имеет влияние на этот процесс, держатся за старую систему и не хотят помочь в строительстве новой. Но пусть лучше ничего не делают, но не портят того, что уже сделано».

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи