Эстафету праздничных концертов в честь юбилея Валентина Сильвестрова на сей раз подхватили дирижер Богодар Которович и ансамбль «Киевские солисты»
Эстафету праздничных концертов в честь юбилея Валентина Сильвестрова на сей раз подхватили дирижер Богодар Которович и ансамбль «Киевские солисты».
70-летие живого классика и наиболее исполняемого в мире украинского композитора с размахом отмечают одновременно и в Украине, и в России, которая во многом только открывает Сильвестрова для публики.
Сложность в исполнении музыки этого композитора по-прежнему заключается в столкновении индивидуального почерка коллектива и нерушимой творческой воли автора. Хочешь играть Сильвестрова — забудь об амбициях, беспрекословно следуй сотням указаний впартитуре, звучи настолько тихо, чтобы в зале боялись случайно кашлянуть. Тогда будто не существует ни музыкантов, ни композитора — отдаленно звучит сама музыка.
«Киевские солисты» все же рискнули сыграть по-своему. Чуть быстрее, чуть эмоциональнее, чуть ярче. Такая позиция выглядела продуманной, причем до мелочей — под каждый номер программы был подобран свой тип освещения сцены и зала, что привычно для театра, но редко случается в зале Национальной филармонии. При такой расстановке акцентов наиболее убедительно звучали сольные произведения. «Два диалога с послесловием», в которых Сильвестров перекликается с Шубертом и Вагнером посредством переработки их мелодий, с затаенной нежностью сыграл по-сильвестровски вдумчивый пианист Олег Безбородько. В «Песнях без слов» по-девичьи трепетно просолировала скрипка Мирославы Которович. Наконец, наиболее неожиданно прозвучал цикл пьес в исполнении скрипача Кирилла Шарапова. С его трактовкой можно долго и жарко спорить, но отказать ей в оригинальности и увлекательности невозможно. Хриплый, старческий, чуть капризный шепот струн был уж очень похож на пение самого автора (в последние годы Сильвестров щедро одаряет знакомых записями собственного домашнего музицирования, где сливаются дрожащий голос композитора и детский дворовый гам).
Кажется, главной заслугой этого концерта был легкий переворот в сознании публики. Во-первых, оказалось, что и Сильвестрова можно играть по-разному и при этом быть убедительным. Во-вторых, что и в позднем творчестве автор остается разнообразным. Наконец, в-третьих, часто осуждаемый за банальность основной массив музыки композитора (так называемый легкий стиль) с ходом времени не утрачивает свежести, напротив, становится все более актуальным.