Абсурд театра

no image

Наряду с мировой премьерой на кинофестивале TRIBECA в Нью-Йорке Кира Муратова добавила к своим регалиям российскую премию «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» и приз российско-украинского фестиваля «Кино-Ялта» за режиссуру

В украинский прокат выходит новая лента Киры Муратовой «Два в одном». С 27 сентября фильм появится в кинотеатрах Киева и других крупнейших городов Украины. Наряду с мировой премьерой на кинофестивале TRIBECA в Нью-Йорке Кира Муратова добавила к своим регалиям российскую премию «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» и приз российско-украинского фестиваля «Кино-Ялта» за режиссуру

Как и «Три истории» десятилетней давности, «Два в одном» состоит из независимых сюжетов, разработанных двумя бессменными партнерами режиссера — художником-постановщиком Евгением Голубенко и актрисой Ренатой Литвиновой. Сама Кира Муратова объясняет, что именно для «Трех историй» и были написаны эти сценарии, всего же историй тогда было десять. Неудивительно, что темой, объединившей рассказы в «Два в одном», вновь стала тема смерти.

Действие первого из них, под названием «Монтировщики», разворачивается в провинциальном театре. Работник сцены Витек (Александр Баширов), пародируя перед пустым залом знаменитый монолог Гамлета, обнаруживает на сценетруп одного из актеров, который повесился в гриме и костюме герцога. Впрочем, грим и костюм делают его похожим скорее на персонажа классической итальянской комедии. Это — визуализация той установки, с которой положено относиться к смерти в мире Муратовой. В течение всего дня вокруг трупа будет кипеть рутинная работа, коллеги будут бесконечно ждать приезда милиции, работники сцены — носить декорации. «Я только вчера денег у него взаймы взял. Теперь кому отдавать?» — говорит один из сотрудников, и в зале раздается логичный оборонительный нервный смех. «Это — его лучшая роль»,— резюмирует другой. Безразличные реплики вместе с подчеркнутой манерностью и гримасничаньем в игре актеров, которые стали, пожалуй, фирменным знаком Киры Муратовой, отсылают не столько к миру театра, который лишь в поверхностном восприятии оказывается в центре повествования, сколько уже к реальной жизни.

В центре второго рассказа — «Женщина жизни» — история стареющего и слабеющего богатого ловеласа Андрея Андреевича (Богдан Ступка), живущего с дочерью Машей (Наталия Бузько) в обстановке вызывающей роскоши, которая, впрочем, оборачивается показухой дешевыхкопий классической живописи. Этому местечковому гламуру вторит вульгарная водитель трамвая Алиса (Рената Литвинова), которую Маша зовет удовлетворить старика, устав от его извращенных сексуальных домогательств. В квартире — хозяин, спрятавший ключи, пес и две девушки, которые «не выйдут отсюда, пока он не кончит». Смерть тожеобнаруживается рядом, в желании Маши разделаться с надоедливым стариком. Бесплодные и смехотворные чувства мужчины-собственника к своей яркой игрушке накладываются здесь на распределение власти как в обыденной жизни, так и в отношениях социальных слоев. «А если вы никогда не кончите?» — игриво спрашивает Алиса, развалившись на кровати в центре огромного зала.— «Тогда вы всю жизнь проведете здесь, с ногами на моих плечах». В этой сцене видны и гендерные роли, принятые в нашем мире в обертке романтической любви, и отношения народа и власти, своего рода пошлая постсоветская интрижка между импотентной буржуазией и безнадежным пролетариатом, который надеется то ли заграбастать все после смерти кормильца, то ли просто спереть под шумок банку с красной икрой. Это, в конце концов, и выберет героиня. В такие моментывозвращается социальный пафос «Астенического синдрома», который в свое время стал для Муратовой путевкой в культовые режиссеры.

Впрочем, пытаться разложить «Двав одном» на составляющие — дело заведомо неблагодарное. Здесь присутствует та многослойность содержания, которую невозможно осмыслить в терминах любви, театра или классовой борьбы. В обоих рассказах пересекаются актеры, персонажи, декорации, создавая головоломку, достойную Дэвида Линча, только у нее не будет разгадки. Это вполне можно было бы пережить, как и ту бесстрастность, с которой Муратова препарирует человеческую природу: подобно лягушке на столе кабинета анатомии, человек не вызывает у нее уже даже брезгливости. Однако образ циничного мизантропа, осыпанного восторгами разочарованных в первой любви гимназисток, более подошел бы молодомуразгильдяю, чем мастеру такого класса, как Кира Муратова, тем более что с эстетической точки зрения фильм сделан на пять с плюсом. Некогда Жан-Люк Годар, говоря о том, как просто делать кино, дал неглупый совет: «Берите камеру и снимайте красивых людей». К сожалению, «Два в одном» стал всего лишь очередным филигранно поставленнымпарадом уродов, и оттого сама картина начинает попахивать пыльным шкафом. И, как ни прискорбно, удел такого кино сегодня — дежурные призы на второразрядных региональных кинофестивалях.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи