Для Юрия Пикуля его выставка «Овсяный марш» в «Цехе» — первая персональная, до нее начинающий художник участвовал лишь в групповых проектах
Однако уже по первомусовершенно самостоятельному опыту видно, что риск «Цеха», предоставившего новичку свои стены до 2 августа, вполне оправдан: выставленные полотна — идеальный образчик коммерчески успешного контемпорари-арта.
Грамотно выбрав тему — символика советской эпохи хоть и не нова, но актуальности не утрачивает вот уже который десяток лет,— художник ее весьма остроумно обыгрывает. Причем делает это тонко и без излишнего драматизма — в конце концов, возраст позволяет: поколение Пикуля застало СССР разве что в детском саду и в основном в виде четверостиший про «дедушку Ленина». В результате на картинах в океанских волнах плещется размахивающий ботинком Хрущев за трибуной, под стенами Кремля прогуливается Брежнев с авоськой, наполненной апельсинами, а бюсты Сталина со товарищи, превращенные художником в ракеты, стартуют в открытый космос прямо со стен Мавзолея.
Отдельно стоит отметить пикулевскую интерпретацию «Черного квадрата». Казалось бы, что может быть банальнее, чем очередное обращение к пресловутой картине Малевича, без упоминания которой не обходится ни одна дискуссия о современном искусстве. Тем не менее и тут художник ухитрился продемонстрировать собственную непринужденную ироничность. «Черный квадрат» превратился у Пикуля во фрагмент строгого черного костюма с таким же галстуком. Видимо, подобная легкость в обращении с признанными авторитетами возможна лишь при отсутствии неподъемного багажа знаний об этих самых авторитетах: художественнуюакадемию Пикуль бросил после полугода учебы в ней, по его словам, «из-за неэффективного и бездарного преподавания». Судя по выставке, решение было верным.
Еще однасоставляющая потенциального успеха Пикуля — приятно низкие цены на его работы. К примеру, его «Черный квадрат» стоит $600, а верхний предел стоимости полотен на выставке — $800. По словам Александра Щелущенко, директора галереи, невысокие цены — стратегический ход. «Мы боремся с завышенными ценами на отечественном арт-рынке и хотим, чтобы наши художники, в том числе и Пикуль, продавались»,— объясняет господин Щелущенко суть ценовой политики «Цеха». И в случае с картинами Пикуля эта тактика, похоже, сработает.