Сегодня в наш прокат выходит фильм «Братство камня» — очередная экранизация прозы короля французского триллера Жана-Кристофа Гранже, по книгам которого уже были поставлены такие одиозные блокбастеры, как «Видок» и «Багровые реки»
Обладая всеми составляющими потенциального хита — от громких актеров до внушительного по европейским меркам бюджета, — это новое французское кино, тем не менее, не добавит Гранже поклонников. Все дело в том, что то, что захватывающе читалось на бумаге, увы, блекнет на экране — «Братству камня» не хватает кинематографической хваткости, его отдельные сюжетные составляющие издевательски невероятны, а все актерские звезды здесь, по большей части, вхолостую тратят несомненные таланты.
Дветрети картины вызывают в памяти «Омэн». Французская переводчица усыновляет в России мальчика-азиата. По прошествии лет с преемником начинают твориться странные вещи — на груди проступает угрожающий синяк, на его диктофоне обнаруживаются причитания на монгольском диалекте, а вдобавок ко всему его терзают кошмары, которые видит в своих снах и мать. Впоследствии они вместе попадут в нелепую автокатастрофу, с которой вдруг начнутся смерти тех, кто окружает их. Когда же тетушка мальчика неожиданно похищает его, едва выздоровевшего, француженке ничего не остается, как отправиться на родину сына — в Монголию, где, как она догадывается, его ожидает прохождение страшного, фатального ритуала. В последние полчаса «Братство камня» превращается в сектантский триллер с плохо нарисованными на компьютере дикими животными и жанровыми клише вроде ползания по вентиляционным шахтам.
Прыткий интернационализм фильма, конечно, заслуживает похвал. В конечном итоге, скрестить итальянский секс-символ Монику Белуччи, постриженную к тому же под мальчика, французского гранда Катрин Денев и немецкую звезду Морица Блайбтроя («Беги, Лола, беги») в монгольских степях, в которых говорят по-русски, — такое надо уметь, ей Богу. Впрочем, «Братство камня» отчаянно пытается доказать, что европейское коммерческое кино ничуть не хуже голливудского, но терпит фиаско. Здесь нет выпуклой интриги, зрителю придется скучать даже на сцене омывания совершенно голой Белуччи в беспамятстве косматым монголом. Наверное, авторы настолько были увлечены желанием создать хит, что проглядели совершенно банальное. При наличии денег нетрудно собрать громкие имена. Но блеклые сценарии остаются блеклыми сценариями даже в исполнении проверенных зрительских зазывал. Впрочем, радует то, что в заначке Жана-Кристофа Гранже еще есть несколько отличных книг — например, «Черная линия», — перенос которых на целлулоид грамотными людьми вполне будет способен легко реабилитировать автора.