Песни — словно почтовые марки

no image

В минувшее воскресенье, исполнив 19 романсов Иоганнеса Брамса в рамках цикла концертов «Музыкальные вечера в Андреевской церкви», вокалистка Елена Бихунова и аккомпанирующий ей пианист Александр Москалец напомнили: нынче исполнилось 110 лет со дня смерти выдающегося немецкого романтика конца ХІХ века.

На первый взгляд это может показаться странным — чтить память Брамса песенной любовной лирикой. Поскольку, в первую очередь, этот композитор вошел в историю музыки как мыслитель и рассказчик-философ. Чувственные радости любви и страсти, казалось бы, наименее свойственны Брамсу как художнику. Да и в музыковедческой литературе, не случайно ведь, его причисляют к нетрадиционным романтикам — уж больно композиционно стройны и в эмоциональном отношении классически сдержанны его произведения. Он и сам называл себявсего лишь ремесленником, то есть тем, кто призван не столько творить что-то новое, сколько изучать и разрабатывать то, что уже сделано кем-то до тебя. Но именно благодаря своим музыкальным исследованиям прошлого Брамс создал так называемый «новый классический стиль» с легким романтическим флером.

С другой стороны, именно песня как таковая сыграла значительную роль в его творчестве. Прежде всего, для Брамса симптоматично само понятие песенность. Оно здесь нарушает чисто жанровые рамки, выходя на уровень стилистического качества самого музыкального материала. Поэтому рас-певность и на-певность в одинаковой степени может характеризовать как симфонию, так и собственно песню.

Песнями Брамс занимался всю жизнь. Кроме текстов известных и менее известных немецких поэтов, современников композитора, он также делал обработки народных песен, увлекался старинными напевами. По какому-то фатальному совпадению именно четырьмя строгими напевами, одним из последних произведений композитора, его провожали в последний путь.

На сегодняшний день вокальные миниатюры Иоганнеса Брамса — к сожалению, наименее исполняемый пласт его творчества. Так что тем, кто услышал пусть всего лишь девятнадцать песен композитора, которые прозвучали в этом концерте, плюс еще и в хорошем исполнении Бихуновой и Москальца, — в общем повезло. О них, то есть об этих песнях Брамса, можно сказать одно: они изящны, красивы и на удивление маленькие — как коллекционные почтовые марки.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи