В ограниченный прокат вышел новый фильм Дэвида Линча «Внутренняя империя» — трехчасовой опус, снимавшийся без сценария на цифровую камеру
Один из самых культовых режиссеров современности, автор «Шоссе в никуда» и ТВ-сериала «Твин Пикс» не радовал художественными фильмами с 2001 г., когда в свет вышел его«Малхолланд Драйв», взамен ограничиваясь короткометражками, выкладываемыми на его сайте davidlynch.com. Но «Внутренняя империя» удовлетворяет жажду новых странностей изагадочности, которыми больше всего славен Линч, сполна. Это монументальная работа, в которой по большей части ничего не понятно, но от которой все равно нельзя оторвать глаз — даже вопреки запредельному хронометражу.
Актриса Никки Грейс (Лора Дерн, снимавшаяся прежде у Линча — например, в «Диких сердцем») получает роль в потенциально успешном фильме. Но в первые дни съемок режиссер (Джереми Айронс) рассказывает ей и ее партнеру-мужчине по фильму, что картину, основанную на сказке польских цыган, уже некогда пытались сделать — но актеры были убиты при таинственных обстоятельствах. Очень скоро Никки начинает понимать, что грань между ею всамделишной и взятым персонажем начинает стираться, реальность видоизменяется, а законы логики, временного пространства, в котором она находится, и здравого смысла перестаютдействовать. Предъявив зрителю условный сюжетный зачин «Внутренняя империя» выруливает на широкую магистраль хваткого, предельно гипнотического сюрреализма.
В эпизодах, связанных косвенно (фразами, темами или даже ракурсом) или не связанных вовсе, появляется группа голливудских проституток, женщина, раненная отверткой, семья кроликов в комнатке, чьи разговоры разбавляет истерический закадровый смех, кафкианский очкарик, труппа циркачей и польские бандиты и/или актеры. Героиня ЛорыДерн проходит ряд разительных метаморфоз, дабы в конечном итоге пролить свою кровь на Аллею Славы. Все действо напоминает то ли один долгий и неослабевающий наркотический трип, то ли кошмар, который, тем не менее, обладает недюжинной магнетической силой. Из кинотеатра выносишь ощущение не отсмотренного фильма, но погружения вкакую-то параллельную, вдоволь поигравшую с подсознанием реальность.
Вообще, если в «Шоссе в никуда» и в том же «Малхолланд Драйв» Линч обескураживал зрителя, но так или иначе давал ему подсказки (и сперва все же основательно выстраивал сюжетный скелет, прежде чем ломать ему шею), то во «Внутренней империи» он оставляет аудитории возможность руководствоваться лишь чутьем. Чутье подсказывает, что клаустрофобический мир фильма создан в первую очередь для того, чтобы обозначить лишь всю трудность нахождения актером своего персонажа. Но с равной вероятностью это может быть и всего лишь удачный экзерсис в стиле, не более.
Но это и неважно. Пусть для неискушенного зрителя «Внутренняя империя» покажется испытывающим опытом — и к тому же заставляющим читать субтитры. Пусть сами фанаты Линча в свою очередь не смогут разобрать, где мэтр творит на полном серьезе, а где стебется над собственным стилем, вошедшим в обиход прилагательным lynchian. «Внутренняя империя» — это фильм, который совершенно необходимо пережить, чтобы быть в курсе вектора воображения режиссера, продолжающего чеканить ни на что непохожее кино.