В Национальном доме органной и камерной музыки состоялась премьера «Реквиема» австрийского композитора конца ХІХ века Антона Брукнера.
Исполнили его участники ансамбля классической музыки им. Бориса Лятошинского, а это — хор из 40 человек, которым руководит Валентина Иконник-Захарченко, струнный оркестр под управлением Игоря Андриевского и органистка Ирина Харечко.
Перед тем как во втором отделении концерта прозвучал собственно «Реквием», публике было представлено две сюиты Отторино Респиги.
Неудивительно, что столь красивая музыка вызвала повышенный интерес среди меломанов. В отличие от большинства концертов, которые проходят в органном зале, заполненном в лучшем случае наполовину, этот собрал почти аншлаг. Для многих зрителей открытием на этом концерте стал тот факт, что Респиги жил и творил не в ХVІ, как можно предположить по стилю композиций, а в ХХ веке.
Исполнение произведений Отторино Респиги в этот вечер стало наиболее интересным и приятным событием в концерте. Связано это не с резким эстетическим диссонансом, когда после легких мелодий исполняют заупокойную мессу. «Реквием» Брукнера как музыкальное произведениебесспорно хорош. Тем более что этому композитору, как никому другому, особенно удавалось облагородить свои музыкальные темы, даже те, которые, судя по всему, должныолицетворять зло.
Причина в исполнении и прежде всего в исполнителях вокальных солирующих партий. Так, за исключением разве что крепкого меццо-сопрано Анны Лабуть, была подобрана, честно говоря, странная четверка голосов. Когда запел тенор Николай Ковалик, то возникло ощущение, что поет женщина-контральто. А в связи с этим возникали еще более странные в подобном контексте ассоциации — к примеру, с упоительным Лелем из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, где партия этого персонажа исполняется женским вокалом. Баритон Николая Реуки по тембру напоминал мощный вокал солирующего певца сельских западноукраинских свадеб — только здесь приходилось ранее слышать подобный голос: чуть надрывный, но зато с неподдельной болью и горечью. Сопрано же Елены Шиналь показалось уж слишком резким, чтобы его можно было спокойно воспринимать.
Слушая такое разноголосье, неудивительно было увидеть в зале зрителей, которые предпочли СМС-общение или изучение толстой, откуда-то взявшейся партитуры. Те же, кто не нашел себе подобного занятия во время концерта, просто покидали зал.