Новый фильм Балабанова об уродах — без людей

no image

В прокат вышел одиннадцатый фильм режиссера Алексея Балабанова «Груз 200». Действие разворачивается в советском провинциальном городке в 1984 г. Еще на стадии производства картина приобрела мифический ореол — актеры отказывались в ней сниматься, прокатчики не хотели браться за ленту, несмотря на громкое имя режиссера

Ее первые зрители строго разделились на тех, кто назвал «Груз 200» лучшей балабановской работой за все время, и тех, кто попросту ушел с сеанса после сцены насилования бутылкой девственницы (т.е. через первые полчаса), сочтя фильм чернухой.

Фильм действительно жесткий и неожиданный — после жанровых и одноразовых «Жмурок» и «Мнене больно», поставленных по чужим сценариям, Балабанов вдруг сам написал и снял социальный хоррор.

Но «Груз 200» выделяет не столько жесткость — были фильмы, что сильнее давали зрителю в челюсть, например, «4» Ильи Хржановского. Это прежде всего картина, построенная по принципу нарочной неоднозначности,— и тем эффектна, что каждый волен принять ее по-своему: либо мысленно согласиться, либо с пеной у рта поспорить с режиссером. Благо, есть о чем.

Сам Балабанов утверждает, что снял фильм о любви на закате застоя. В центре повествования «Груза 200» — похищение капитаном Журовым дочки секретаря райкома, после совковой дискотеки случайно забредшей на богом забытый хутор вместе с пьяным в стельку дружком в майке «СССР». Мент под душераздирающий аккомпанемент «Плота» Юрия Лозы везет девушку на мотоцикле к себе домой, в промышленный райцентр Ленинск, дабы приковать к кровати. Позже он даст пьянчуге из СИЗО изнасиловать ее и бросит рядом тело жениха-десантника, возвратившегося из Афганистана тем самым злополучным грузом-200.

Да, это любовь извращенная — сродни той, что у фон Триера в «Рассекая волны», но все же любовь, пусть и разрушающая объект обожания из-за своей собственной импотенции. Если отбросить антураж времени, то сходное кино вполне мог снять, например, Такеши Китано, и вопросов к нему, подозреваем, было бы значительно меньше.

Но антураж есть, и есть он неслучайно. Мент, обладающий властью, попирающий здравый смысл,— это, очевидно, образ строя, причем кактогдашнего, так и сегодняшнего. Этот строй любит своих граждан фатальным чувством, насилуя не собственноручно, но чужими руками. Отправляя в Афганистан новую порцию пушечного мяса тем же самолетом, которым только что привез цинковые гробы, и отупляя фальшивой идеологией, вытесняющей мораль и духовность ничуть не хуже попсы ВИА «Ариэль», играющего повсеместно.

Это не только шокирующий триллер, но и фильм-прививка от тоски по коммунистическому прошлому.

Духовность, кстати, также играет в фильме не последнюю роль, хотя и разыграна она второстепенными персонажами — в частности, профессором научного атеизма, приходящем в конце к богу. Но «Груз 200» приводит к пессимистическому катарсису, заверяя, что общество прогнило так, что даже Библия ничего не изменит.

Проблемы и ошибки Алексея Балабанова

• Сюжету «Груза 200» больше десяти лет. Алексей Балабанов поделился им с продюсером картины Сергеем Сельяновым еще при знакомстве на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
• Актер Сергей Маковецкий, прежде сыгравший в четырех фильмах Балабанова, отказался от роли ученого-атеиста. Евгений Миронов отверг роль похитителя, капитана Журова.
• «Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях.
• Фильм официально не рекомендованк показу на российских телеканалах.
• «Груз 200» стал первым российским фильмом, выпущенным не только на пленке, но и на цифровых носителях для кинотеатров, отличающихся более высоким качеством изображения.
• Бюджет картины — $1,5 млн. Часть денег выделило агентство по культуре и кинематографии России.
• Красные олимпийки с надписью «СССР» появились только в 90-х. Песня Юрия Лозы «Плот» была выпущена лишь год спустя — хотя популярной стала только в 1988 г., будучи выпущенной на пластинке «Что сказано, то сказано». ТВ-выступления «Песняров» из фильма, напротив, датируются серединой 70-х.
• Одна из лучших книг на тему тоталитарного режима была написана Джорджем Оруэллом и называется «1984». Именно в 1984 г. происходит действие картины Балабанова.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи